Ожидать быстрого возобновления поставок С-300 в Иран не стоит

Даже если контракт заключат сейчас, поставка состоится не ранее чем через два года, считает источник «Ведомостей»
С-300/ Дмитрий Рогулин/ ТАСС

Владимир Путин в понедель­ник внес изменение в подписанный в 2010 г. указ тогдашнего президента Дмитрия Медведева, исключив из него запрет на поставку Ирану зенитных ракетных систем С-300 (текст указа Путина опубликован на официальном сайте президента России). Указ Медведева от 2010 г. вводил в действие в России принятые ранее Советом Безопасности ООН санкции против Ирана в связи с его ядерной программой. Резолюция Совбеза запрещала экспорт в Иран определенных типов вооружения, в том числе боевых кораблей, самолетов, вертолетов, артиллерии, бронемашин и ракет, однако поставка средств ПВО, за исключением переносных комплексов, не воспрещалась. Тем не менее Москва по собственной инициативе расширила запретный список, включив в него еще и системы С-300.

Китай догоняет

В начале 2015 г. стало известно, что Китай поставил в Узбекистан и Туркмению комплексы ПВО HQ-9. Внешне они похожи на С-300ПМУ1 (хоть и обладают более низкими характеристиками) и созданы с российским содействием.

После этого был аннулирован подписанный в 2007 г. контракт на поставку Тегерану шести систем С-300ПМУ2 на сумму около $900 млн, а аванс в размере $167 млн был возвращен «Рособоронэкспортом» иранской стороне. По словам менеджера промышленности средств ПВО, сами комплексы, практически изготовленные, были разобраны на запчасти. Иран подал в парижский коммерческий арбитраж иск к «Рособоронэкспорту» на сумму $4 млрд за неисполнение контракта. В опубликованном 13 апреля в газете «Коммерсантъ» интервью гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин сообщил, что этот иск до сих пор не отозван, но обе стороны заинтересованы в компромиссе. Он также заявил, что России не запрещается поставить в Иран другую дальнобойную систему ПВО – С-300ВМ4, разработанную в СССР для Сухопутных войск.

Комментируя указ Путина, министр иностранных дел России Сергей Лавров пояснил, что решение по С-300 в 2010 г. было принято Москвой, «чтобы стимулировать максимально конструктивный процесс переговоров по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП)». Но поскольку 2 апреля шестерка международных посредников «констатировала существенный прогресс в урегулировании ИЯП», то и необходимость «в отдельном добровольном российском эмбарго полностью отпала», сказал министр. Он особо подчеркнул, что поставка С-300, являющегося оборонительным оружием, не поставит под угрозу безопасность стран региона и Израиля, но для Ирана современные системы ПВО важны, учитывая тревожную ситуацию вокруг Йемена. Отменяя свое решение, в России «не могли не учитывать также коммерческие, репутационные аспекты», заявил Лавров.

Коммерческий и репутационный удар по России как надежному поставщику после иранской истории с С-300 оказался очень велик, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Иран пострадал от российских оружейных санкций дважды за последние 20 лет: еще в 1995 г. был заключен секретный протокол Гора – Черномырдина, по которому Россия обещала США перестать заключать новые контракты с Ираном. Этот документ был предан гласности в 2000 г. и после этого вплоть до 2006 г. с Россией не было заключено ни одного серьезного контракта, напоминает эксперт.

Невозможно предсказать, сколько пройдет времени до заключения нового контракта на поставку С-300 в Иран, говорит человек, близкий к руководству «Рособоронэкспорта»: даже если контракт заключат сейчас, поставка состоится не ранее чем через два года. Также неясно, что это будут за системы – С-300ВМ4, которые Россия активно продвигала, либо С-300ПМУ2, или их развитие. Сами по себе эти комплексы вряд ли помогут создать надежную ПВО Ирана, стране нужно обновлять ВВС, но это запрещено санкциями Совбеза, подчеркивает собеседник.