Путин посоветовал журналистам оставаться независимыми
На медиафоруме ОНФ президент рассказал региональным СМИ, что федеральные коллеги получают деньги за отказ от статьиПрезидент Владимир Путин посетил медиафорум «Правда и справедливость», организованный Общероссийским народным фронтом. Мероприятие позиционировалось как форум «независимых региональных и местных СМИ». В ожидании президента его участники поговорили на тему «вызовов», стоящих перед мировой и российской журналистикой. Главное, что волновало «общественников», - какой образ России создают европейские и американские СМИ и как использовать потенциал русскоязычных граждан в США и Европе для формирования альтернативной точки зрения в прессе. В качестве экспертов на форум пригласили журналиста телеканала Russia Today Тима Керби, специального корреспондента ВГТРК Евгения Попова, итальянского журналиста Джульетто Кьеза, генерального директора ИД «Ньюс медиа» Арама Габрелянова, главного редактора телеканала «Россия-24» Евгения Бекасова.
«Кто такой журналист? Это тот, кто должен писать, основываясь на объективной информации и фактах. В 90-е годы в российских СМИ были либералы, которые говорили, что все ужасно, и которых поддерживали максимум 4% населения, но их голос был везде», - заявил Керби в ходе пленарного заседания, добавив, что в Америке общественное мнение формирует тот, «кто громче кричит и занимает официальное положение». На Западе нет независимых правозащитников, всем платят за продвижение «каких-то идей» и защиту «чьих-то» прав. Итальянец Джульетто Кьеза пошел еще дальше, обвинив США в прямой конфронтации с Россией. «Атака идет против вас, а не наоборот», - предупредил собравшихся Кьеза.
Владимир Путин тему СМИ сначала затронул косвенно, заявив, что героем недавно показанного по телеканалу «Россия» фильма «Президент» должен был стать вовсе не он, а «обычный человек». Он объяснил, что фильм снимали, не чтобы "похвастаться успехами, а чтобы показать, какой страна прошла путь". Участников форума на встрече с президентом вопросы СМИ тоже не волновали. Разговор решили вести об экономике.
Путин заявил, что Россия заинтересована в привлечении частных инвестиций - и отечественных, и зарубежных, что в оборонные предприятия тоже можно привлекать частные инвестиции, а часть продукции должна быть гражданского назначения. Ситуация в экономике налаживается, коллапса не будет, заверил он. «После падения цен на нефть мы не досчитались $159 млрд из $500 млрд, а наши компании должны были погасить $130 млрд в прошлом году и $60 млрд в этом, - сообщил Путин, - кто-то, видимо, рассчитывал, что случится коллапс, но его не случилось, пик платежей пройден. Цена на нефть упала со $100 до $60, но до нуля она же не может упасть?» - рассуждал он.
Журналист из Бурятии решил пожаловаться президенту на высокие зарплаты местных чиновников. Но президент, как оказалось, противоречия в этом не видит. «Конечно, нужна четкая регламентация, кому и что положено. В советское время было расписано – кому по должности положена "Чайка", кому "Волга", а сейчас такого нет. Но чтобы привлекать на госслужбу молодых людей, уровень их заработной платы должен быть соизмерим с рынком труда».
Когда речь все-таки зашла о СМИ и региональные журналисты стали жаловаться на давление местных властей, президент заявил, что СМИ должны быть независимыми. «Чтобы никто не пробовал даже использовать СМИ для достижения своих бизнес-интересов или других, не связанных с интересами общества», - заявил Путин. Потому что, по словам президента, ему известны случаи, когда федеральные СМИ получали деньги за то, чтобы не писать заметок. «В федеральных СМИ входит в практику общение с некоторыми ведомствами и бизнес-сообществом, когда они платят не за то, чтобы плохо не писали, а чтобы не писали вообще ничего». Пример такого СМИ Путин, впрочем, не привел, а привел цифры. В прошлом году на поддержку СМИ было выделено 36 млрд руб., «денежки немаленькие», заявил Путин. Расходование этих средств должно быть прозрачным, тогда СМИ «не удастся подкармливать свои карманы».
Президент не пропускает мероприятий ОНФ, а их непартийное позиционирование усилилось, замечает политолог Михаил Виноградов: ОНФ ассоциируется с лоббистским каналом для представителей разных отраслей, и его влияние на органы власти по факту выше, чем у единороссов. «Как будет развиваться ситуация во время выборов, пока непонятно: если будет сделан вывод, что наступила усталость от единороссов, их уберут, но базовый сценарий пока этого не предполагает», - говорит Виноградов.
«С самого начала речь не шла об участии ОНФ в выборах — это не их задача, и всей своей деятельностью они подтверждают, что не видят себя партией», - возражает политолог Александр Пожалов. По его мнению, цель ОНФ – вовлечение гражданского общества в реализацию президентских указов, при этом от общественного контроля и мониторинга проблем они переходят к подготовке системных предложений, что позволяет им работать не только с частными случаями. ОНФ активно сотрудничает с министерствами и региональными властями, разрабатывает законодательные изменения, оценка ОНФ теперь обязательно учитывается контрольным управлением президента, подчеркивает эксперт. «Конечно, ОНФ становится школой и дает необходимые общественные и профессиональные навыки, которые позволяют войти в политику, но не все общественники стремятся во власть. Это скорее персональные стратегии отдельных людей», – считает Пожалов.