Саммит Украины и ЕС не превратился в саммит доноров

Киеву выделены не очень крупные средства на ряд проектов и по ранее объявленным программам
Европейцы попытаются надавить на Киев, чтобы украинская власть максимально буквально выполняла пункты минских соглашений/ E.Maloletka/ AP

В Киеве в понедельник и втор­ник прошло подряд два крупных международных мероприятия с участием руководства Украины и ЕС: саммит Украина – ЕС и международная конференция в поддержку Украины, которая изначально планировалась как саммит доноров. ЕС на саммите представляли председатель Европейского совета Дональд Туск и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Он напомнил, что выделяется последний транш макрофинансовой помощи ЕС на сумму 250 млн евро, и заявил о решении по новому пакету в 1,8 млрд евро, 70 млн евро выделит ЕС на объект «Укрытие» в Чернобыле, объявлено еще несколько проектов на сумму в десятки миллионов долларов.

Накануне саммита газета Finan­cial Times сообщила, что европейцы попытаются надавить на Киев, чтобы украинская власть максимально буквально выполняла пункты минских соглашений, чтобы у Москвы не было повода вновь начать войну. ЕС будет требовать завершения Киевом конституционной реформы до конца 2015 г., включая соглашения о статусе Донбасса, при этом в Брюсселе исходят из того, что Киев получит контроль по всей протяженности границы с Россией в 2015 г., сообщал накануне встречи сайт EurActiv.com. У Украины не меньше претензий к ЕС, чем у европейцев к ней, сказал «Ведомостям» киевский политолог Владимир Фесенко. Киев не удовлетворяет то, что Европа «тормозит ситуацию» с безвизовым режимом, хотя украинцы понимают, что еще не выполнили все необходимые обязательства. Не нравится Киеву отсутствие реальной политической поддержки со стороны ЕС, заигрывание Франции и Германии с Россией и отказ в последний момент от участия в саммите представителя ЕС по иностранным делам Федерики Могерини, перечисляет Фесенко.

Претензии к выполнению условий минских соглашений есть не только к России, но и к Украине, говорил в начале апреля «Ведомостям» дипломат одной из стран – участниц нормандского формата (Германия, Франция, Украина, Россия). Но в Брюсселе полагают, что публичная критика Киева со стороны ЕС может только дестабилизировать и ухудшить ситуацию, а с другой стороны, там «не забывают о том, что спровоцировало ситуацию на востоке Украины», имея в виду присоединение Россией Крыма в марте 2014 г.

На саммите непублично обсуждались различные варианты прямой поддержки реформ на Украине. Она возможна в виде специальных целевых фондов для оплаты труда реформаторов наподобие тех, что существовали в Грузии, для оплаты новых полицейских подразделений либо работы антикоррупционного бюро, перечислил некоторые из вариантов Фесенко. Пока Киев не продемонстрирует хоть каких-то успехов, ЕС не сделает серьезных шагов навстречу, разве что «дадут очередную порцию обещаний» в июле, считает руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. «Брюссель не будет менять свои принципы ради Украины», – говорит эксперт.