«Алмаз-Антей»: Малазийский Boeing сбит украинским «Буком»

Концерн ПВО оспорит в суде санкции ЕС против себя, опираясь на исследование причин катастрофы
Место крушения малазийского Boeing/ M. Zmeyev/ Reuters

Причиной крушения в Донецкой области в июле 2014 г. малазийского Boeing 777 (рейс МН17) стало воздействие взрыва боевой части зенитной управляемой ракеты зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1», сообщили представители концерна - производителя "Буков" "Алмаз-Антей" на специально собранной конференции. По словам гендиректора "Алмаз-Антея" Яна Новикова, если Boeing был сбит из «Бука», это был комплекс «Бук-М1», находящийся на вооружении ВС Украины.

Анализ "Алмаз-Антея"

«На основе анализа повреждений, полученных самолетом, был сделан предварительный вывод, что по нему работала зенитная управляемая ракета», - заявил советник главного конструктора "Алмаз-Антея" Михаил Малышевский. «По характеру отверстий во фрагментах фюзеляжа самолета на основе всестороннего анализа повреждений был сделан вывод, что в данном случае использовалась ракета типа 9М38М или 9М38М1 с боевой частью типа 9М314 или 9М314М1, поскольку только в них поражающие элементы имеют форму двутавра», - передал слова Малышевского "Интерфакс".

Эта ракета еще советской разработки используется в составе зенитно-ракетного комплекса "Бук М1", сконструированного входящим в состав концерна НИИП имени В. В. Тихомирова - разработчика комплексов ПВО для Сухопутных войск. Ракеты 9М38М и 9М38М1 производились на Долгопрудненском научно-производственном предприятии (ПАО ДНПП, также входит в состав концерна ПВО-ПРО) с 1980 по 1999 г., после чего были заменены на более современную ракету 9М317.

ДНР ни при чем

"У нас таких установок типа "Бук-М1" и, соответственно, ракет (9М38М1) на тот момент вообще не было. Мы такой техникой не располагали", - заявил во вторник "Интерфаксу" замминистра обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Эдуард Басурин.

Далее на пресс-конференции были представлены слайды с моделированием взаимного расположения БЧ ракеты при подрыве по результатам траекторий осколков. Основной вывод анализа - ракета встретилась с самолетом не на встречном, а на пересекающемся курсе, соответственно, она не могла быть выпущена из района Снежное. «Угол подлета ракеты к "Боингу" в горизонтальной плоскости составлял 72-76 градусов по отношению к курсу самолета. В вертикальной угол подлета плоскости - 20-22 градуса. Только при таком положении самолета и ракеты объясняются все повреждения, полученные рейсом МН-17. Только при такой ориентации скальпеля (область поражающих элементов) в пространстве. По углу подхода ракеты к самолету и на основе анализа других данных наиболее вероятная точка запуска ракеты находится к югу от населенного пункта Зарощинское», - сказал Малышевский. 

Этот населенный пункт находился на территории, подконтрольной ВС Украины, - ранее различные средства массовой информации неоднократно заявляли, что самолет был сбит "Буком", находившимся рядом с подконтрольным ополченцам городом Снежное.

Реакция Украины

Представитель администрации президента Украины по вопросам спецоперации в Донбассе Андрей Лысенко отверг выводы доклада, назвав их "попыткой прикрыться якобы научными доводами", передало РИА "Новости". Он обвинил Россию в крушении самолета, заявив, что украинские службы "уже получили достаточно доказательств" причастности России.

По сообщению главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко, присутствующего на пресс-конференции, "Алмаз-Антей" готов на проведение полномасштабного натурного эксперимента для подтверждения представленных результатов исследования.

Новиков сообщил, что в 2005 г. концерн проводил с украинской стороной предконтрактную проработку продления срока эксплуатации данных ракет, используемых комплексом "Бук М1". «На тот момент их количество в Вооруженных силах Украины составляло 991 изделие», - сказал Новиков.

Спорные санкции

Концерн ПВО указывает, что был создан в 2002 г. и в связи с этим санкции в отношении него необоснованны. «На наш взгляд, связь между введением Европейским союзом санкций в отношении концерна и катастрофой малазийского Boeing в июле над Украиной является очевидной. Мы считаем такие действия несправедливыми и наносящими ущерб концерну», - заявил Новиков.

«Алмаз-Антей» заявил, что в этой связи обжаловал введенные в его отношении в прошлом году санкции ЕС и решение об их продлении от марта 2015 г. «Концерн отмечает, что "Алмаз-Антей" является производителем зенитных ракетных систем и комплексов наземного базирования средней дальности "Бук" и на этом основании обладает эксклюзивными компетенциями в области знания устройства и функционирования ракет. Однако окончательные выводы о том, как и чем был сбит самолет, можно будет сделать только по завершении всех необходимых технологических экспертиз, данных о которых на текущий момент у концерна нет», - говорится в сообщении.

Выводы исследования "Алмаз-Антея" в целом повторяют данные "строго конфиденциального" доклада, опубликованного месяц назад "Новой газетой". В нем также говорится, что «ракета двигалась на пересечение курса самолета под углами 72-75 градусов в горизонтальной плоскости и 20-22 градуса в вертикальной плоскости». Авторы исследования также полагают, что ракета могла быть запущена из Зарощинского, в районе которого 17 июля 2014 г. располагались самоходные огневые установки ЗРК «Бук» Вооруженных сил Украины.

Между тем в середине мая австралийское телевидение обвинило Россию в гибели рейса MH-17. Независимое расследование показало, что гусеничная пусковая установка ЗРК "Бук", передвигавшаяся по территории ЛНР и ДНР до и после инцидента, идентична установке, которую видели перед этим на российской территории в составе 53-й зенитной ракетной бригады, дислоцированной в Курске.

28 мая официальный представитель Совета по безопасности Нидерландов Сара Ферной сообщила, что официальный доклад о причинах катастрофы малазийского Boeing 777, потерпевшего катастрофу над Донбассом летом 2014 г., будет опубликован в октябре 2015 г.