Губернаторы получат новые полномочия по отстранению мэров

Глав муниципалитетов будут снимать за нарушение условий расходования бюджетных денег
Губернаторы получат дополнительные поводы увольнять муниципальных руководителей
Губернаторы получат дополнительные поводы увольнять муниципальных руководителей / А. Гордеев / Ведомости

Губернаторы получат дополнительные поводы увольнять муниципальных руководителей: соответствующие поправки в ст. 74 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", разработанные Минюстом, опубликованы на портале раскрытия информации. Высшее должностное лицо субъекта Федерации сможет снять главу муниципального образования или местной администрации, если тот подписал правовой акт, который влечет нецелевое использование межбюджетных трансфертов целевого назначения и кредитов из бюджета региона либо нарушение условий их расходования. По мнению Минюста, это приведет к созданию дополнительного механизма ответственности мэров перед губернаторами.

Мэр Череповца Юрий Кузин считает, что любое усиление финансовой дисциплины является правильным, тем более в условиях кризиса. Глава Вологды Евгений Шулепов полагает, что процедура отстранения главы муниципалитета и так достаточно внятная, а в случае нецелевого расходования есть достаточное количество норм, которые это регулируют.

Нужно разбираться, в связи с чем могло произойти подобное нарушение, подчеркивает мэр Петрозаводска Галина Ширшина. К примеру, на конец 2014 г. у властей столицы Карелии был заключен контракт на постройку двух детских садов, но деньги на их строительство были возвращены в бюджет республики и Федерации, поскольку исполнение контракта состоялось лишь в 2015 г. — сейчас же из федерального бюджета им деньги не выделяют. «У меня был выход - или не заключать контракты, или их все же заключить, мотивировав тем, что должен вестись второй этап работ и у нас очередь в детские сады», - говорит Ширшина.

Если раньше в статьях об ответственности глав муниципалитетов речь шла только о субвенциях из федерального или регионального бюджета, то теперь - о всей финансовой помощи региона муниципальному образованию, если она имеет целевой характер, а также о кредитах, поясняет политолог Ростислав Туровский. Законопроект продолжает расширять возможности губернаторов по отправлению муниципальных руководителей в отставку, а учитывая, что муниципальные образования тотально зависят от трансфертов из региональных бюджетов, поводов для отставок, в том числе политически мотивированных, станет больше, уверен эксперт: «Это скорее создание очередной угрозы, чем руководство к действию: муниципальные руководители давно поняли правила игры и стали абсолютно лояльными, а наказывают только неугодных». Если конфликты и возникают, то связаны они с бизнес-интересами, подчеркивает Туровский, а нелояльного руководителя обвинить в нецелевом расходовании средств несложно, поэтому такой закон позволит всегда обнаружить нарушение.

Закон избыточен, считает завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов: в Бюджетном кодексе уже есть глава про введение временной финансовой администрации в случае финансовых нарушений: «Этот инструмент должен бы ставить фильтры для подобных нарушений, но на практике он применялся лишь однажды во Владикавказе». По словам эксперта, большая часть муниципальных образований в значительной степени зависит от межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов, поэтому все действия, предпринимаемые главами администраций, "направлены в большей степени на стремление удовлетворить требования, поступающие из региона, а не от населения".

По словам политолога Константина Калачева, по статье 74 в 2011 г. был снят мэр Волгограда Роман Гребенников, но сейчас неясно, отталкивается ли новый законопроект от практики или это попытка подсластить пилюлю губернаторам, на которых давят через Общероссийский народный фронт. «Губернаторы всегда жаловались на отношения с главами городов, но в рамках реформы муниципального самоуправления большинство губернаторов решили эту проблему и достроили вертикаль», - напоминает Калачев. Большинство муниципальных образований не могут себя обеспечить, и иногда трансферты используются для затыкания существующих дыр, говорит эксперт: «Речь идет не о хищении, а об использовании существующих средств для исправления проблемы, поскольку на глав муниципалитетов могут давить протестными действиями».