Многопартийность сыграла на руку только «Единой России»

А партийная реформа 2012 года сменилась контрреформой, полагают авторы нового исследования
После протестов 2011 г. и падения рейтинга «Единой России» Кремль стал использовать новые методы для сохранения монополии парти власти/ А. Махонин/ Ведомости

После протестов 2011 г. и падения рейтинга «Единой России» Кремль стал использовать новые методы для сохранения монополии парти власти, говорится в монографии «Партийная реформа и контрреформа 2012–2014 гг.: предпосылки, предварительные итоги, тенденции», которую представят в понедельник в Комитете гражданских инициатив (КГИ). Если раньше власть добивалась большинства голосов для единороссов, то теперь стало важнее не дать возможность другим укрепить свои позиции – и множество новых партий отнимают голоса не столько у единороссов, сколько у оппозиции.

Сразу после партреформы 2012 г. регистрация некоторых партий была «молниеносной»: девяти партиям удалось зарегистрировать региональные отделения менее чем за 30 дней. Но к 2014 г. срок регистрации увеличился: если в 2012 г. среднее время от съезда до получения права участвовать в выборах составляло 100 дней, то в 2013 г. – уже 241 день. В первые месяцы регистрацию успели пройти провластные объединения, а оппозиционные партии попали в волну придирок, поясняют авторы. Причины отказа в регистрации и бюрократические, и политические, говорит один из авторов, эксперт КГИ Аркадий Любарев: «Если кого-то не хотят регистрировать, то невозможно преодолеть преграды, которые выстраивает Минюст в регионах, как это было у Партии прогресса». При этом партийное законодательство меняется непрерывно, подчеркивает эксперт: «Система начнет работать, если не менять каждый раз правила игры: только тогда появится десяток партий, которые будут бороться за мандаты».

Секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев уверен, что эта «псевдореформа» создала односторонние преимущества для единороссов, которые за счет системы империале и участия многочисленных мелких партий могут получить дополнительные 12%, отбирая 2–4% из них у КПРФ. В 2011 г. семь партий представляли весь спектр электората, новые же – либо прокремлевские, либо их идеи пока не востребованы, говорит коммунист. Многопартийность проходит первый этап развития, новые же партии представляют широкий выбор для избирателей, возражает председатель «Коммунистов России» Максим Сурайкин.

Темпы регистрации партий снизились, поскольку быстро это сделали существовавшие протопартии, считает политолог Александр Пожалов. По его мнению, «Единая Россия» в последние два года показала успешные результаты за счет обновления своих рядов и роста доверия к федеральной власти после присоединения Крыма. Но состав новой Госдумы будет «более пестрым», прогнозирует эксперт.

Партсистему нельзя строить искусственно, она может строиться в условиях нормальной конкуренции, когда выживают те, кто может привлечь голоса, говорит политолог Александр Кынев: «Формально упростив регистрацию, государство сохранило двойные стандарты правоприменения и сознательно доводит ситуацию до абсурда, регистрируя большое количество фиктивных партий и не регистрируя целый ряд настоящих – в таких условиях становление нормальной системы будет замедляться».