Госдума предложит жильцам платить за услуги напрямую компаниям-поставщикам

Это может лишить жильцов защиты их прав как потребителей услуг ЖКХ
Управляющие организации и ТСЖ должны действовать от имени потребителей, имея статус профессионального представителя, считают депутаты/ М. Стулов/ Ведомости

Госдума изменит статус управляющих организаций и ТСЖ при поставке коммунальных ресурсов в многоквартирный дом. Поставщики смогут перейти на прямые договоры с населением о поставке услуг. Такие изменения в Жилищный кодекс будут подготовлены осенью, говорится в заявлении либеральной платформы «Единой России» по итогам заседания президиума генсовета партии по ЖКХ. Единороссы считают, что обязанность предоставления коммунальных услуг только через посредника (управляющую организацию или ТСЖ) в условиях ужесточения требований к поставщикам может привести к негативным последствиям. «На управляющие организации и ТСЖ возлагается бремя ответственности за неплатежи населения и одновременно им предоставляется доступ к значительным денежным потокам», – сказано в заявлении. Управляющие организации и ТСЖ должны действовать от имени потребителей, имея статус профессионального представителя, чтобы обязательства по оплате формировались перед поставщиком, а действующую модель можно использовать только при согласии сторон и в условиях высокой платежной дисциплины, считают депутаты.

Неплательщики

В мае задолженность потребителей за услуги ЖКХ (по данным «Единой России») впервые превысила отметку в 1 трлн руб., в том числе за газ – 163 млрд руб. При этом долг граждан – всего 10–12% из этой цифры, а остальное лежит на управляющих компаниях.

Госдума уже долго пытается создать оптимальный механизм для решения этих вопросов, сообщил руководитель платформы Владимир Плигин. «Возможно, их решение лежит в развитии ответственности лиц, которые оказывают эти услуги, – это прибыльно и приносит деньги, но речь должна идти и о честной конкуренции, и о защите интересов собственника», – уверен он. Прямые договоры – серьезный шаг в сторону повышения прозрачности отрасли, считает член комитета по ЖКХ единоросс Александр Сидякин. «Управляющие компании перестанут собирать платежи за услуги, которые они оказывали лишь косвенно, а сосредоточатся на прямых обязанностях – управлении общедомовым имуществом и содержанием территории», – говорит он. Это устранит неопределенность, возникающую при расчетах за поставку коммунальных ресурсов (если дом в управлении), закрепив обязанность жильцов оплачивать счета снабжающей организации, считает адвокат Светлана Громадская («Яковлев и партнеры»). Но изменение правового статуса компании с исполнителя на представителя потребителей переложит на плечи жильцов значительный объем обязанностей по контролю за качеством услуг и может приравнять их к собственникам нежилых помещений, лишив защиты их прав как потребителей, отмечает эксперт. Поправки в Жилищный кодекс имеют характер метаний с отсутствием комплексного подхода, считает специалист РАНХиГС в сфере ЖКХ Игорь Кокин. «Проблема существует: управляющие компании и ТСЖ, имея статус абонента, принимают все задолженности граждан перед ресурсными компаниями на себя. Когда задолженности превышают предел, ресурсные компании обращаются в суды и выигрывают их, тогда абоненты платят не только долги, но и штрафы – и все из платежей населения», – объясняет эксперт. Налоговые органы по всей стране считают, что оказание услуг абонента приносит доход и с этого необходимо брать налог, – в результате по стране идут суды, потому что управляющие компании не платят налогов и оказываются в должниках, либо же платят снова из платежей населения, а значит, страдают собственники квартир. Необходимо менять налоговую практику, избавляя компании от лишней нагрузки, и это можно сделать без помощи депутатов. Прямые договоры тут не помогут – между жильцом и ресурсной компанией всегда есть общедомовая сеть, от состояния которой также зависит качество услуг, убежден Кокин.