Автовладельцев спасут за их собственный счет

Правительство опубликовало план снижения смертности на дорогах путем ужесточения санкций за нарушения
Неоднократных нарушителей предлагается лишать возможности пользоваться частью государственных и муниципальных услуг, если у них есть задолженность по оплате штрафов за нарушение ПДД /М. Стулов

Неоднократное нарушение правил дорожного движения (ПДД) может повлечь удорожание ОСАГО для автовладельцев (подробнее см. стр. 14), а в случае возбуждения административного дела о таком нарушении водители рискуют остаться без машины, пока не внесут за нее залог. Такие рекомендации среди прочих содержатся в утвержденном правительством плане мероприятий, направленных на снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (опубликован в четверг на официальном сайте Белого дома). Чтобы сформировать «стереотипы законопослушного поведения участников дорожного движения», МВД России рекомендуется «определить состав правонарушения «опасное вождение», ввести дифференцированное наказание за систематические нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств, разрешить сотрудникам полиции при проведении спецмероприятий проверять автовладельцев на состояние опьянения и фиксировать это состояние с помощью «технических средств». Кроме того, неоднократных нарушителей предлагается лишать возможности пользоваться частью государственных и муниципальных услуг, если у них есть задолженность по оплате штрафов за нарушение ПДД.

В качестве профилактических мер правительство предлагает создать интернет-ресурс, который будет информировать о числе ДТП и работе по их устранению, сформировать в регионах механизм обратной связи между владельцами дорог и общественными организациями, определить особо опасные участки на автодорогах и принять меры по их обустройству, устранив причины, которые могут повлечь дорожно-транспортное происшествие. Кроме того, предлагается повысить ответственность для водителей большегрузного транспорта и владельцев компаний-перевозчиков.

«У чиновников срабатывает рефлекс и желание понравиться президенту и премьеру, которые после громких ДТП говорят об ужесточении ответственности», – полагает политолог Михаил Виноградов. Это опасная логика, поскольку она исходит из стереотипа, что водить машину сложно, хотя во всем мире это без проблем делают и пенсионеры, и подростки и это вопрос не навыка, а ответственного вождения, говорит эксперт: «Должны быть шаги, которые снижают нервное напряжение у водителя: понятная навигация, хорошая освещенность трассы, поскольку большинство ДТП со смертельным исходом случаются в ночное время, т. е. прикладные вещи, которые базируются на комфортном состоянии водителя на дороге».

«У нас государство всегда переводит стрелки: вчера президент дал указания – сегодня чиновники уже перевели стрелки на водителей», – говорит координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. В 90% случаях в собственной смерти признаются виновными сами водители, при том что порядка 40% человек погибает не вследствие нарушения ПДД, а из-за несоблюдения мер безопасности для водителей: элементарное отсутствие отбойника, яма на дороге, отсутствие освещения на опасном участке, поясняет активист. «Но истинную причину аварии никто не выясняет, вся система нацелена на то, чтобы найти пункт нарушения ПДД, – говорит Шкуматов. – Любое ужесточение правил только увеличивает количество виновных водителей, и этот план не решит проблему смертности, а опять снимет ответственность с дорожников, сотрудников ГИБДД и чиновников».