Борьба с подкупом иностранных чиновников в России практически отсутствует

По мнению Transpаrеncy International, для этого не хватает политической воли
Все юридические механизмы, которые есть в российском законодательстве, на данный момент не работают, как должно/ В. Баранов/ Ведомости

В России из-за нехватки политической воли отсутствует преследование и наказание компаний и граждан, замешанных в подкупе иностранных чиновников. Это, по мнению авторов отчета Transparency International, нарушает конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития по противодействию коррупции. Поэтому Россия (где конвенция действует с апреля 2012 г.) оказалась в числе 20 стран (из 41 вошедшей в отчет), «незначительно соблюдающих или не соблюдающих конвенцию». Наряду с Россией в список аутсайдеров вошли Испания, Бельгия, Дания, Чехия, Турция, Чили и Аргентина. Эти страны не провели ни одного успешного расследования случаев подкупа иностранных чиновников за прошедшие четыре года. Ситуация в России требует особого внимания из-за снижения суммы кратного штрафа за дачу и получение взятки, которое также распространяется и на случаи подкупа иностранцев. В отчете России рекомендовано ввести уголовную ответственность для юрлиц, принять меры по защите заявителя о коррупции, улучшить подготовку правоохранителей по выявлению и расследованию подкупа иностранцев.

Все юридические механизмы в российском законодательстве есть, у правоохранительных органов есть все инструменты для преследования подобных нарушений, говорит юрист «Transparency International Россия» Денис Примаков. Но все это на данный момент не работает, как должно, говорит он. В России в целом уделяется мало внимания трансграничной коррупции – так, дело Daimler о подкупе этой компанией чинов МВД и ФСО при закупках автомобилей дошло до суда в июне этого года после пяти лет следствия. «Говоря глобально, а не только про иностранных должностных лиц, мы не видим, что на самом деле наказываются компании, которые подкупают чиновников и нарушают положение закона о противодействии коррупции», – сказал Примаков. По статистике, по административным правонарушениям по статье «Коммерческий подкуп» в большинстве случаев суды дают минимально предусмотренные штрафы (1 млн руб.), что для юрлица не так много. Сравнивая реальные наказания по ст. 290 Уголовного кодекса «Получение взятки» и по ст. 204 «Коммерческий подкуп», видно, что госчиновников наказывают жестче, чем коммерсантов, отмечает юрист. Россия заинтересована в зарубежных инвестициях и должна будет соответствовать международным стандартам прозрачности, коррупционные риски станут барьером на пути инвестиций, считает Примаков. По мнению члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции единоросса Ильи Костунова, в нынешней геополитической обстановке ориентироваться на рейтинги организаций, исторически связанных с США, «необходимо с оговоркой». Если в результате их подсчетов Россия оказалась бы на высоком месте, это имело бы для Transparency International «не только политические, но и финансовые последствия». «Что касается рекомендаций, то фактически реализация всех из них и так запланирована национальным планом по противодействию коррупции», – сказал депутат.