Из-за снижения конкуренции на выборах агитационные кампании деградируют

К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив
С. Портер/ Ведомости

Снижение конкуренции на выборах ведет к деградации качества агитации, отмечают эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина в докладе по наблюдению за выборами. Агитационная кампания этого года проводилась с меньшим размахом по сравнению с 2013-2014 годами, отмечают эксперты. «Вместо серьезных проблем агитация уходит в треш», - отмечает эксперт КГИ Александр Кынев, что хорошо видно по лозунгам. Например, у одного из кандидатов в Орловской области лозунг «Голосуй, не парься».

Активнее всего идет агитация на выборах депутатов законодательных собраний, которые избираются по смешанной избирательной системе, а также на муниципальных выборах в крупных городах. На губернаторских выборах практически нет никакой агитации кроме косвенной. Иногда встречается однообразная наглядная агитация, подчеркивающая «созидательный» характер власти, увеличение посещений различных социальных объектов, встреч с трудовыми коллективами и растет число позитивных публикаций в государственных СМИ.

Исключениями в агитационных кампаниях являются кампании идеологизированных партий, например, «РПР-Парнас», которая допущена до выборов в Костромской области, а также некоторых других партий, которые надеются победить хотя бы в одном регионе, чтобы получить льготу при регистрации списка на выборах в Госдуму. Кроме того исключениями стали регионы, где сохранилась интрига на выборах губернатора, как в Иркутской области, или которые имеют внутренние конфликты (Нижегородская и Новосибирская области). Эксперты КГИ отмечают, что в период агитации активизировались системные партии, которые обеспокоены электоральными перспективами на выборах в Госдуму, но в любом случае кампании ЛДПР и «Справедливой России» менее активны, чем в 2010-2011 годах. Причинами снижения интенсивности агитационных кампаний являются отрицательные примеры управляемых кампаний по выборам губернаторов в 2014 г., жесткий характер регистрации партий и кандидатов, социально-экономическая ситуация и сворачивание деятельности ряда политических партий в некоторых регионах.

После самого большого за 10 лет числа отказов в регистрации, в списках, в основном, остались системные партии и спойлеры, отмечает Александр Кынев. Системные партии начали активно агитировать уже в конце лета, основными темами, которые они поднимали, были ЖКХ, сборы на капитальный ремонт, рост цен, критика правительства, отмечает эксперт. У нынешних выборов несколько интриг, отмечает Кынев: динамика партии власти, хотя сейчас она в основном проводит кампании с косвенной агитацией, кроме того — судьба системных партий, в частности, удастся ли им сломить негативный тренд, поскольку они последние годы теряют голоса (в прошлом году у эсеров прошли только пять списков). «Еще одна интрига — это «Яблоко» против «РПР-Парнас». В Костроме электоральной истории у «РПР-Парнас» нет. У «Яблока» много списков, но слабая агитационная кампания. Интересно, удастся ли «Яблоку» получить протестные голоса в Новосибирске», - говорит Кынев.

В этом году силовое воздействие стали применять к сотрудникам предвыборных штабов и к наблюдателям, отмечают эксперты. В частности, обыски были проведены в квартирах сотрудников движения «Голос», а уголовные дела заведены против работников штабов «РПР-Парнас» - Леонида Волкова и Андрея Пивоварова. Раньше давление оказывалось только на кандидатов и спонсоров, отмечает Кынев: «Сейчас под давлением находятся все звенья цепочки: спонсоры — кандидаты — сотрудники штабов — наблюдатели, то есть происходит эскалация предвыборного давления».