Посткрымский консенсус в Госдуме укрепляется - прокремлевские аналитики

Думские оппозиционеры и независимые эксперты с этим не согласны
Председатель комитета Госдумы по бюджету единоросс Андрей Макаров возглавил рейтинг законотворцев/ Д. Абрамов/ Ведомости

Председатель комитета Госдумы по бюджету единоросс Андрей Макаров возглавил рейтинг законотворцев, составленный по итогам весенней сессии 2015 г. близким к Кремлю фондом ИСЭПИ. Два других призовых места также заняли руководители комитетов – либерал-демократ Сергей Калашников (по охране здоровья) и единоросс Павел Крашенинников (по уголовному законодательству). При этом в полусотне лучших законотворцев оказался 21 оппозиционный депутат – по мнению экспертов, это связано с тем, что оппозиция теперь способна проводить социально значимые законы, даже не имея большинства голосов. Лидируют оппозиционеры и в перечне самых активных депутатов (см. график).

Акцент в рейтинге сделан на содержании и качестве законотворческой работы, объясняет эксперт ИСЭПИ Александр Пожалов. Заметен и рост числа принятых оппозиционных инициатив, которые стали чаще получать поддержку единороссов, – посткрымский консенсус продолжает укрепляться и выводит Думу на новое качество работы, считает эксперт: «Особенно это заметно по социально значимым темам. Например, Калашников оказался на втором месте благодаря законопроектам по здравоохранению, направленным на то, чтобы не допустить рост цен на лекарства». Стало меньше ситуаций, когда инициатива оппозиции не принимается, а через какое-то время тот же проект вносится «Единой Россией»: если законопроект не противоречит программе единороссов, он может получить зеленый свет, несмотря на нарастающую из-за близости к выборам конкуренцию, утверждает Пожалов. По его мнению, рейтинг также показывает, что в условиях кризиса возросла роль депутатов, активно работающих с исполнительной властью, а консенсус фракций помогает Думе иметь большее влияние в работе с правительством.

В предвыборный год депутатских инициатив всегда становится больше, говорит Крашенинников: «В прошлые созывы доходило до мордобоя – вносили все, что угодно, под конец, чтобы покрасоваться. Макаров в этом плане системный политик, он не делает ничего для пиара, как и я». Такая депутатская активность не всегда хороший признак, она должна быть осмысленной: лучше прорабатывать инициативы с правительством, потому что ему исполнять законы, поясняет Крашенинников.

Законопроекты оппозиции по-прежнему проходят трудно, если только они не инициированы всеми фракциями, не соглашается с экспертами ИСЭПИ зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов (12-е место в рейтинге): как правило, это такие законы, которые нужно принять быстро, или те, по которым достигнут консенсус – как в случае с переносом выборов. Есть много проектов, которые вносятся по просьбе ведомств от лица депутатов, потому что так быстрее, добавляет он. При этом единороссы по-прежнему не принимают многие идеи оппозиции, а потом вносят их своими законопроектами, настаивает Нилов: «Я поражаюсь упертости некоторых комитетов, это очень тормозит процесс». Был определенный момент после Крыма, который можно было назвать консенсусом, но сейчас эмоции отходят на второй план – в стране кризис, людям из регионов в Крым не на что ездить, а партия власти продолжает быть негибкой и недипломатичной по многим вопросам, заключает депутат.

Что оценивают

В рейтинге законотворцев эксперты ИСЭПИ оценивают депутатов как по уровню активности, так и по степени результативности их работы с учетом социальной значимости рассматриваемых законопроектов.

Консенсус есть, но только по общегосударственным вопросам – внешняя политика, внешние угрозы, сохранение государственного строя, считает зампред фракции эсеров Михаил Емельянов (27-е место): «Большинство социально значимых инициатив не поддерживается правительством – например, помощь с валютной ипотекой, закон о детях войны. И с нашей стороны усиливается критика правительства – скорее здесь можно говорить о консенсусе между оппозиционными фракциями». Правительство вынуждено соглашаться с Госдумой из-за социально-экономической обстановки, добавляет коммунист Николай Коломейцев (11-е место): «Легче законопроекты продвигать не стало, но в предвыборный год партия власти всегда мимикрирует под оппозицию, это видимость согласия с ней».

Согласиться можно разве что с выводом ИСЭПИ о росте депутатской активности, выражающемся в увеличении числа внесенных депутатами законопроектов, говорит политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман. Это отражает предвыборную ситуацию – каждый депутат хочет обратить на себя внимание СМИ и своих кураторов в администрации и фракции, чтобы увеличить шансы на переизбрание, поясняет эксперт: «Если это называть посткрымским консенсусом, то он, несомненно, объединяет всех членов депутатского корпуса, вне зависимости от фракционной принадлежности. Но этот консенсус лишен идеологической составляющей и уж никак не позволяет Думе «работать лучше» – этому противоречит положение того же рейтинга о снижении качества законотворческой продукции, отраженном в высоких цифрах возвратов и отзывов законопроектов». Главным же сюжетом прошедшей сессии, по мнению Шульман, было не «сотрудничество с правительством», а ожесточенная борьба с ним под предлогом борьбы с кризисом за возврат хотя бы части бюджетных полномочий, отобранных у палаты в ходе бюджетной реформы 2006–2008 гг. «Именно этим объясняется первое место в рейтинге депутата Макарова, этот процесс продолжится и в осеннюю сессию и во многом определит ее ход и содержание», – резюмирует эксперт.