На генеральной репетиции думских выборов отличились только парламентские партии

Но это потому, что «экономика пока не выстрелила», предупреждает эксперт
Список из 14 партий, имеющих право регистрировать кандидатов в Госдуму без сбора подписей, остался неизменным/ А. Астахова/ Ведомости

Главной сенсацией единого дня голосования стали итоги выборов губернатора Иркутской области: там объявлен второй тур, результат которого политолог Евгений Минченко прогнозирует как 50 на 50. Врио главы региона Сергей Ерощенко набрал 49,6% голосов, его ближайший соперник, коммунист Сергей Левченко, – 36,61%. Но консолидированное протестное голосование может принести сюрпризы, предупреждает эксперт. Это протестное голосование не столько за коммуниста, сколько против губернатора, считают человек, близкий к Левченко, и собеседник, близкий к политсовету иркутской «Единой России». Ерощенко не нашел общий язык с местными элитами и чересчур откровенно лоббировал интересы собственных компаний, говорит второй. Его недолюбливали и в администрации президента – поэтому не исключено, что «докручивать» голоса до 50% не стали в том числе и для того, чтобы поставить его на место, рассуждает собеседник.

Еще в двух регионах действующие губернаторы с трудом преодолели заветные 50%, причем марийского лидера Леонида Маркелова, который прославился шутливой, по его словам, угрозой раскопать только что построенную дорогу в марийское село, от второго тура отделили всего 0,76% голосов. Непросто далась победа и его амурскому коллеге Александру Козлову, набравшему 50,64%. Даже в США или Великобритании количество реально конкурентных округов – на уровне 20–25%, так что мы в тренде, констатирует Минченко. И хотя, например, в Татарстане и Кемеровской области результаты действующих глав почти 100%-ные, средний показатель победителей губернаторских кампаний составил 71,88% – это чуть ниже, чем в прошлом году, и ближе к 2012 г. (см. график).

На выборах в региональные парламенты «Единая Россия» повсеместно получила подавляющее большинство – и прежде всего за счет одномандатных округов. Например, в Новосибирской области, где по партспискам партия власти набрала лишь 44,6% (20 мандатов), еще 32 места она взяла в одномандатных округах. КПРФ (24,48% и 10 мандатов) смогла провести по округам только пять человек, ЛДПР и «Справедливая Россия» остались без одномандатников (по партспискам они получили чуть более 10% и по 4 мандата), в одном округе победил кандидат от «Гражданской платформы». Председатель «Единой России» премьер Дмитрий Медведев оценил результаты на «вполне удовлетворительно» – по его мнению, они отражают реальное влияние партии в регионах.

В итоге в большинстве из 11 заксобраний будут представлены только парламентские партии – плюс по одному самовыдвиженцу в Белгородской, Калужской и Костромской областях и два – в Челябинской области. В Костромской облдуме будет также один одномандатник от «Яблока». Таким образом, список из 14 партий, имеющих право регистрировать кандидатов в Госдуму без сбора подписей (для этого партия должна набрать не менее 3% на предыдущих выборах в Госдуму или получить мандат хотя бы в одном региональном парламенте), остался неизменным.

Электоральная ситуация очень напоминает 2010 год – во многих регионах партии повторили свои тогдашние проценты, говорит политолог Александр Кынев. По сравнению с думскими выборами 2011 г. «Единая Россия» демонстрирует более сильный результат, а вот коммунисты ухудшили показатели вдвое: в Нижнем Новгороде, например, у них только 3-е место, а в Коми даже 4-е. Неожиданно сильно выступила «Справедливая Россия» (в Магаданской области она даже вырвалась на 2-е место) – эксперт объясняет это тем, что электорат успел отдохнуть от партии за последние два года, а также «оголтелым популизмом» на фоне шаблонной кампании КПРФ. ЛДПР показала себя хуже, чем обычно: это может быть связано с отклонением от традиционного амплуа оппозиционной партии, рассуждает Кынев.

Выборы проходили на фоне общего спада рейтингов, говорит политолог Михаил Виноградов. Сейчас негативные для власти настроения отмечаются в основном в городах-миллионниках и эти риски удается нивелировать за счет сельской местности, но «экономика пока не выстрелила», предупреждает эксперт. Основная интрига – в том, каким через год окажется настроение бюджетников в малых городах и сельской местности, считает он.

Электоральный раскол между городом и деревней хорошо иллюстрирует голосование в Калининградской области: если в областном центре результат врио губернатора Николая Цуканова опускался до 52,15%, то на селе достигал 91,14%.