Центризбирком готов заплатить 4,5 млн рублей за анализ прошедших выборов

Провести такое исследование задним числом проблематично, полагают эксперты
Центризбирком заглянет в прошлое /М. Стулов

Российский центр обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) при Центризбиркоме объявил конкурс на оказание услуг по мониторингу технологий работы организаторов выборов, партий, общественных организаций и СМИ с избирателями. Как следует из документации на сайте госзакупок, целью является «определение и выработка перечня наиболее популярных и эффективных технологий» в ходе кампаний всех уровней. Исследование должно проводиться на примере единого дня голосования 13 сентября 2015 г., но «с учетом некоторых особенностей» организации кампании по выборам в Госдуму 2016 г., цена конкурса – 4,5 млн руб.

В работе избиркомов ЦИК интересует их информационно-разъяснительная деятельность, особенно уровень их присутствия в интернете и самые эффективные механизмы «непосредственной коммуникации с гражданами». В отношении партий ЦИК хотел бы собрать информацию о конфликтных ситуациях вокруг незаконной агитации и на оценке института праймериз при отборе кандидатов. Также планируется исследовать практику взаимодействия СМИ с организаторами выборов, в том числе с точки зрения так называемого закона о блогерах и с учетом появления «сетевых изданий». Отдельным пунктом значится изучение деятельности наблюдателей: особое внимание, подчеркивает РЦОИТ, должно быть уделено особенностям участия в выборах представителей НКО – иностранных агентов и нежелательных организаций.

Крым обучат

22 млн руб. планирует потратить ЦИК на обучение 6500 человек из резерва участковых избиркомов Крыма. В ноябре-декабре резервисты должны будут пройти восьмичасовой курс, посвященный организации работы комиссий

Эта работа «должна отвечать качествам научной новизны и обладать практической ценностью для дальнейшей научной и практической деятельности в сфере избирательного права и избирательного процесса» – по ее итогам должны быть выработаны предложения по совершенствованию работы участников избирательного процесса. Как следует из материалов конкурсной комиссии, провести исследование готовы три организации: МГУ и Научно-консультационный центр ВНИК оценили свои услуги в 3,8 млн руб., ООО «Современные технологии» – в 3,9 млн. Руководитель РЦОИТ Александр Иванченко в пятницу не отвечал на звонки.

Странно, что исследование проводится задним числом, недоумевает политолог Александр Кынев: многие вещи удается зафиксировать только в ходе кампании, как ту же «чернуху». Сиюминутный характер имеет информация о процессе агитации и изучать электронные СМИ и блогосферу постфактум совершенно неблагодарное дело, уверен эксперт: это будет подогнанный под какие-то задачи результат, но полноценного исследования не получится. Логичнее было бы заняться анализом жалоб, подававшихся в ходе кампании, добавляет он. А вот цена конкурса вполне сопоставима со стоимостью независимого мониторинга, который ведется в течение нескольких месяцев в 10–40 регионах.

Теоретически исследование можно проводить и после кампании, но это дается с большим трудом: значительная часть данных оказывается недоступна, согласен член СПЧ Игорь Борисов. У него вызывает вопросы не только время проведения конкурса, но и то, каким образом определялись цели и задачи. Существует научно-консультативный совет при ЦИК, где собрана элита научного сообщества, и, возможно, часть вопросов стоило бы сначала обсудить на совете хотя бы для того, чтобы определиться с направлением исследования. Да и как может какое-то ООО давать предложения по изменению законодательства, недоумевает Борисов.