Статья опубликована в № 3941 от 19.10.2015 под заголовком: Уравнение известных

Кремль усиливает контроль за элитами накануне выборов 2016 года

Это может ухудшить качество управленческого корпуса на местах, предупреждают эксперты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

В понедельник комитет Госдумы по конституционному законодательству рассмотрит законопроект зампреда палаты Сергея Неверова и председателя комитета по борьбе с коррупцией Ирины Яровой. Единороссы предложили наказывать федеральных и региональных парламентариев лишением мандата за непредставление в срок деклараций о доходах и имуществе. Однако поправки, предложенные ко второму чтению группой парламентариев, представляющих все четыре парламентские партии (см. врез), резко расширяют предмет регулирования законопроекта.

Согласно поправкам, внесенным членами Совета Федерации Андреем Клишасом, Дмитрием Азаровым и Виктором Кидяевым (все – «Единая Россия»), а также депутатами Госдумы Александром Бурковым («Справедливая Россия»), Вадимом Соловьевым (КПРФ) и Алексеем Диденко (ЛДПР), лишиться мандата за непредставление деклараций могут депутаты всех уровней, работающие как на профессиональной, так и на непостоянной основе (среди последних особенно много бизнесменов). Кроме того, на депутатов, занимающих руководящие должности в муниципальных парламентах, и низовых муниципальных чиновников будут распространены все антикоррупционные требования, которые ранее касались лишь их коллег федерального и регионального уровней: они должны будут декларировать расходы, ставить руководство в известность о конфликте интересов, им запретят иметь зарубежные активы и счета в иностранных банках. Выполнить новые требования или добровольно сложить полномочия муниципалы должны в течение трех месяцев после вступления закона в силу.

Что поправят

Поправки вносятся в четыре федеральных закона: о местном самоуправлении, о противодействии коррупции, о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госдолжности, и иных лиц их доходам и о запрете на владение банковскими счетами и прочими активами за рубежом.

«Мы хотели внести это отдельным законом, но торопились, поправки написались за неделю. Нужно, чтобы это заработало к 2016 г. и все успели привести счета в порядок, а это довольно кропотливая работа. Изменения очень масштабные и коснутся нескольких тысяч человек», – объясняет Диденко. «Мы поддерживаем линию по борьбе с коррупцией, любой шажок в эту сторону лучше, чем ничего», – говорит Соловьев. По его словам, на уровне местного самоуправления и региональных парламентов норма по ограничению коммерческой деятельности и владения зарубежными активами фактически не работала: бизнесмены шли в местные парламенты, чтобы крышевать свой бизнес – не помогая управлять, а занимаясь своими делами.

В России в течение нескольких лет реализуется законодательство по противодействию коррупции, предыдущие нормы касались федеральных чиновников и руководителей госкомпаний, а по мере реализации эта программа перешла и на нижний уровень, объясняет политолог Александр Пожалов. По его мнению, борьба с коррупцией на федеральном уровне уже не так актуальна, а вот в регионах есть проблемы: об этом регулярно говорят активисты Общероссийского народного фронта, о том же свидетельствуют ситуации вокруг губернаторов Коми и Сахалина. Вести антикоррупционную политику сразу на всех уровнях невозможно, но эти нововведения важно внедрить именно сейчас, потому что следующий год – выборный, будет большое количество муниципальных и региональных кампаний, напоминает эксперт. И если законы поправят, то и подготовка к выборам будет вестись по одной схеме, а все кандидаты успеют примерить новые требования на себя, полагает Пожалов.

Если исходить из того, что у нас не менее 300 000 муниципальных депутатов и не менее 25 000 региональных и местных должностных лиц, то эти поправки точно коснутся нескольких сотен тысяч человек, считает эксперт Комитета гражданских инициатив Андрей Максимов. Это укладывается в логику общего ужесточения дисциплины, современных веяний и национализации элит, потому что дает серьезные возможности контроля и давления, говорит он: «Это инструмент в руках тех, кому эти декларации поступают, а в основном они поступают руководителям-единороссам». Эти поправки продолжают процесс национализации элит, но если часть бизнес-элиты из-за этого не пойдет в чиновники или депутаты, то это снизит вес депутатского и чиновничьего корпуса на местах, полагает политолог Михаил Виноградов. Правоохранительные же органы, в свою очередь, усилят позиции и будут использовать декларации в качестве инструмента контроля, резюмирует он.

Читать ещё
Preloader more