Политика
Бесплатный
Александр Воробьев
Статья опубликована в № 3951 от 02.11.2015 под заголовком: Катастрофическое падение чартера

Крупнейшая авиакатастрофа в истории России унесла жизни 224 человек

Эксперты полагают, что на чартерные перевозки трагедия повлияет слабо

Airbus 321 «Когалымавиа», летевший из египетского Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, пропал с радаров 31 октября в 07.14 мск, его обломки найдены в горах Синайского полуострова. Погибли все 217 пассажиров и 7 членов экипажа.

Следственный комитет России возбудил уголовные дела, в офисах «Когалымавиа» и туроператора «Бриско» (продавец авиабилетов на этот рейс; обе входят в Tourism Holding & Consulting, TH&C), в аэропорту «Домодедово» (где приписан самолет) проведены обыски, в Самаре (откуда Airbus 321 прилетел в Шарм-эль-Шейх) изъяты образцы топлива и документация по его предполетному обследованию.

В «Когалымавиа» проходит проверка Ространснадзора, все суда будут остановлены в аэропортах примерно на два часа, чтобы инспектора проверили их. Авиакомпания официально заявляет о 100%-ной технической исправности судов и высокой квалификации летного состава, заявили «Ведомостям» по телефону горячей линии.

«Версий много: внешние факторы, ошибка пилотирования, техническая неисправность и проблемы с топливом, – говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. – Проверка, скорее всего, покажет невиновность компании, мер к ней принято не будет, она серьезно занимается вопросами безопасности, да и контроль над отраслью Росавиация наладила жесточайший. Росавиация не приостановила сертификат эксплуатанта до выяснения причин катастрофы и даже разрешила подменному самолету вылететь в Шарм-эль-Шейх». Не стоит опасаться ужесточения проверок и другим небольшим чартерным перевозчикам, считает он.

«Когалымавиа» занимается только чартерными перевозками, сообщили в компании.

ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» (Москва)
ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» (Москва)

Чартерный перевозчик
Владелец (ЕГРЮЛ): 100% у ООО «Западная авиационная инвестиционная компания» (ЗАИК; ею владеют Хамит Джанкут Багана (44,44%), Амирбек Гагаев и Бувайсар Халидов (по 27,78%). Финансовые показатели (РСБУ, 2014 г., «СПАРК-Интерфакс»): выручка – 7,9 млрд руб., чистая прибыль – 2,4 млн руб.

Ее парк состоял из пяти А321, сообщается на ее сайте, максимум в нем было восемь А321 и два А320, один самолет находится в собственности, остальные, в том числе разбившийся, – в лизинге, рассказал человек, близкий к руководству «Когалымавиа».

Черный ящик разбившегося самолета доставлен в столицу Египта Каир, данные анализируются министерством гражданской авиации Египта совместно с российскими чиновниками, сообщил Bloomberg.

«Если Росавиация найдет нарушения безопасности в «Когалымавиа», то компания, конечно, нежизнеспособна, но, я думаю, это маловероятно», – говорит Сергей Войтович, гендиректор туркомпании «Свой трэвел сервис». В первые 2–4 недели спрос на чартерные перевозки может уменьшиться – максимум на 10%, считает он, потом восстановится. «Агенты сообщают, что идут отказы от туров компании [«Бриско»], но не массовые, от единиц до десятка у каждого агента. Есть отказы от Египта и у других туроператоров», – говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее данным, в 2014 г. в Египет слетало 2,56 млн россиян, это второе по популярности после Турции туристическое направление.

«Когалымавиа» вошла в состав TH&C в 2007 г., говорится на сайте последней, президент холдинга, в состав которого кроме «Бриско» входят еще три туроператора и три отеля в Турции, – Исмаил Лепиев. Он же владелец и гендиректор российского ЗАО «Туризм холдинг и консалтинг», до 21 октября он же был совладельцем «Когалымавиа» через ЗАИК (см. справку). Лепиев передал долю брату Амирбеку Гагаеву, как минимум с 2013 г. совладельцем ЗАИК был турецкий бизнесмен Хамит Багана (это подтверждают данные ЕГРЮЛ), говорит человек, близкий к руководству компании. Представитель «Когалымавиа» вчера на запрос не ответил.

Багана, по данным Bloomberg, владеет крупнейшей частной турецкой авиакомпанией Onur Air: он продал ее в 2013 г. за $250 млн, а в этом году выкупил за $105 млн. В 2005 г. власти Франции, Швейцарии, Голландии и Германии запретили Onur Air летать в свои аэропорты из-за происшествий, впоследствии компания добилась возобновления полетов.

По данным Planespotters.net, разбившийся самолет ранее эксплуатировали упомянутая Onur Air, Saudi Arabian Airlines, сирийская Cham Wings Airlines, в 2012 г. он пришел в «Когалымавиа». Пресс-служба Onur Air на запрос не ответила.

dryrussian
07:51 02.11.2015
Процитирую одного пилота гражданской авиации. Насколько я помню, он до озвучивания официальных версий старался раньше не комментировать ничего, но тут не удержался. "Самолеты просто так не падают. А если падают, то на части в небе не разваливаются и предпочитают встречаться с землей компактно. Не на площади в 20км2. Если вспомнить пресловутый tailstrike, случившийся с именно этим самолетом, то, конечно, какая-то толика вероятностной связи между этими событиями может быть. Но лично у меня есть убеждение, что искать нужно в другой стороне. Той самой, которую упорно обходят стороной наши радетели. Пишут, что самолет не так давно вернулся с D-check. Маловероятно, что на сей тяжелой форме технического обслуживания могли пропустить усталостные разрушения в силовых элементах конструкции. Кроме того, событие случилось не при сложном маневрировании, то есть, явно не было значительных перегрузок. Про "отказы радиостанций", "пожар двигателя" даже обсуждать не хочу. Если бы каждый отказ или пожар двигателя заканчивался катастрофой, то мы бы всем миром скорбели бы гораздо чаще, чем происходит в реальности." И еще, его же, из комментов: "Я Вам вот такую байку расскажу. Вез как-то один пилот участников расследования катастрофы Ту-154 под Ростовом. Того самого, про который мы сегодня знаем, что его взорвала смертница. Так вот, поведал участник расследования пилоту такую занимательную историю - кусок фюзеляжа с дырой и следами взрывчатых веществ нашли буквально в первый день поиска. И затем три дня их настойчиво убеждали рыть в направлении технической неисправности ВС. Я бы не поверил в эту историю, если бы не одно "но". Пилот, который вез комиссию, кому эту историю поведали, был мой отец." http://denokan.livejournal.com/125648.html Естественно, это ничего не подтверждает и не опровергает.
230
Комментировать