Крупнейшая авиакатастрофа в истории России унесла жизни 224 человек

Эксперты полагают, что на чартерные перевозки трагедия повлияет слабо
По неизвестной пока причине A321 «Когалымавиа» резко потерял высоту и упал в Синайских горах/ REUTERS/ Mohamed Abd El Ghany

Airbus 321 «Когалымавиа», летевший из египетского Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, пропал с радаров 31 октября в 07.14 мск, его обломки найдены в горах Синайского полуострова. Погибли все 217 пассажиров и 7 членов экипажа.

Следственный комитет России возбудил уголовные дела, в офисах «Когалымавиа» и туроператора «Бриско» (продавец авиабилетов на этот рейс; обе входят в Tourism Holding & Consulting, TH&C), в аэропорту «Домодедово» (где приписан самолет) проведены обыски, в Самаре (откуда Airbus 321 прилетел в Шарм-эль-Шейх) изъяты образцы топлива и документация по его предполетному обследованию.

В «Когалымавиа» проходит проверка Ространснадзора, все суда будут остановлены в аэропортах примерно на два часа, чтобы инспектора проверили их. Авиакомпания официально заявляет о 100%-ной технической исправности судов и высокой квалификации летного состава, заявили «Ведомостям» по телефону горячей линии.

«Версий много: внешние факторы, ошибка пилотирования, техническая неисправность и проблемы с топливом, – говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. – Проверка, скорее всего, покажет невиновность компании, мер к ней принято не будет, она серьезно занимается вопросами безопасности, да и контроль над отраслью Росавиация наладила жесточайший. Росавиация не приостановила сертификат эксплуатанта до выяснения причин катастрофы и даже разрешила подменному самолету вылететь в Шарм-эль-Шейх». Не стоит опасаться ужесточения проверок и другим небольшим чартерным перевозчикам, считает он.

«Когалымавиа» занимается только чартерными перевозками, сообщили в компании.

ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» (Москва)

Чартерный перевозчик
Владелец (ЕГРЮЛ): 100% у ООО «Западная авиационная инвестиционная компания» (ЗАИК; ею владеют Хамит Джанкут Багана (44,44%), Амирбек Гагаев и Бувайсар Халидов (по 27,78%). Финансовые показатели (РСБУ, 2014 г., «СПАРК-Интерфакс»): выручка – 7,9 млрд руб., чистая прибыль – 2,4 млн руб.

Ее парк состоял из пяти А321, сообщается на ее сайте, максимум в нем было восемь А321 и два А320, один самолет находится в собственности, остальные, в том числе разбившийся, – в лизинге, рассказал человек, близкий к руководству «Когалымавиа».

Черный ящик разбившегося самолета доставлен в столицу Египта Каир, данные анализируются министерством гражданской авиации Египта совместно с российскими чиновниками, сообщил Bloomberg.

«Если Росавиация найдет нарушения безопасности в «Когалымавиа», то компания, конечно, нежизнеспособна, но, я думаю, это маловероятно», – говорит Сергей Войтович, гендиректор туркомпании «Свой трэвел сервис». В первые 2–4 недели спрос на чартерные перевозки может уменьшиться – максимум на 10%, считает он, потом восстановится. «Агенты сообщают, что идут отказы от туров компании [«Бриско»], но не массовые, от единиц до десятка у каждого агента. Есть отказы от Египта и у других туроператоров», – говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее данным, в 2014 г. в Египет слетало 2,56 млн россиян, это второе по популярности после Турции туристическое направление.

«Когалымавиа» вошла в состав TH&C в 2007 г., говорится на сайте последней, президент холдинга, в состав которого кроме «Бриско» входят еще три туроператора и три отеля в Турции, – Исмаил Лепиев. Он же владелец и гендиректор российского ЗАО «Туризм холдинг и консалтинг», до 21 октября он же был совладельцем «Когалымавиа» через ЗАИК (см. справку). Лепиев передал долю брату Амирбеку Гагаеву, как минимум с 2013 г. совладельцем ЗАИК был турецкий бизнесмен Хамит Багана (это подтверждают данные ЕГРЮЛ), говорит человек, близкий к руководству компании. Представитель «Когалымавиа» вчера на запрос не ответил.

Багана, по данным Bloomberg, владеет крупнейшей частной турецкой авиакомпанией Onur Air: он продал ее в 2013 г. за $250 млн, а в этом году выкупил за $105 млн. В 2005 г. власти Франции, Швейцарии, Голландии и Германии запретили Onur Air летать в свои аэропорты из-за происшествий, впоследствии компания добилась возобновления полетов.

По данным Planespotters.net, разбившийся самолет ранее эксплуатировали упомянутая Onur Air, Saudi Arabian Airlines, сирийская Cham Wings Airlines, в 2012 г. он пришел в «Когалымавиа». Пресс-служба Onur Air на запрос не ответила.