Счетная палата обнаружила у ОАК 18 млрд рублей, лежащих без движения пять лет

Эти средства бюджета предназначены на разработку российско-индийского самолета МТА
В отношении ОАК в заключении говорится, что авиастроители должны получить из бюджета 2,72 млрд руб. для создания механизма гарантии остаточной стоимости гражданских самолетов/ М. Стулов/ Ведомости

В опубликованном на прошлой неделе заключении на проект федерального бюджета Счетная палата проанализировала эффективность финансовой поддержки госкомпаний. В отношении Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в заключении говорится, что авиастроители должны получить из бюджета 2,72 млрд руб. для создания механизма гарантии остаточной стоимости гражданских самолетов (что необходимо для полноценной системы лизинга самолетов российского производства) и 2,6 млрд руб. – на нужды ульяновского завода «Авиастар» для субсидирования производства самолета Ту-204.

Но на счетах ОАК, пишут аудиторы, лежат сделанные в 2009 и 2011 гг. взносы бюджета в уставный капитал ОАК, предназначенные для финансирования разработки российско-индийского многоцелевого транспортного самолета (Multirole Transport Aircraft, MTA). В 2011 г. ОАК во избежание валютных рисков конвертировала их с согласия Минпромторга в доллары, с тех пор получен доход в 1,5 млрд руб. (прибавленный к основной сумме) и по состоянию на 30 октября 2015 г. неиспользованных средств – 17,85 млрд руб. Решения, в какой срок следует использовать эти средства, согласно письму Минфина от 22 октября нет. Аудиторы предлагают использовать эти деньги для взносов в уставный капитал ОАК, которые предусмотрены проектом бюджета.

Комиссия смотрит позитивно

Во время заседания российско-индийской комиссии по военно-техническому сотрудничеству 2 ноября в Москве министры обороны позитивно оценили совместные проекты истребителя 5-го поколения, самолета МТА, ракеты «Брамос», модернизации истребителей и подлодок, лицензионного производства истребителей и танков в Индии.

Представители Минпромторга и ОАК от комментариев отказались. Источник в ОАК сообщил «Ведомостям», «что эти средства под проект МТА использовать по-другому невозможно – они целевые. Проекта никто не отменял». По словам источника в одном из министерств, средства, выделенные в соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Индией, по которому ведется разработка самолета, можно будет использовать на другие цели только после отмены или пересмотра соглашения.

Проект МТА обсуждается с конца 1990-х гг. – военно-транспортный самолет вместимостью 20 т на замену Ан-12 на базе проекта самолета Ил-214 планируется разработать совместно, первое соглашение о его разработке между индийской госкомпанией HAL и ОАО «Ильюшин» было заключено еще в 2001 г. В 2007 г. было подписано межправительственное соглашение о разработке машины на паритетных началах, а в 2009 г. – соглашение о создании совместного предприятия в индийском Бангалоре. Предполагается, что Воздушно-космические силы России закажут 100, а ВВС Индии – 45 таких машин. По словам менеджера одного из предприятий авиапромышленности, предварительные проекты самолета разрабатываются давно, но очень медленно, в том числе из-за разногласий по поводу мотора (индийская сторона настаивает на более современном двигателе, чем российский ПС-90), а также нехватки инженерных сил у «Ильюшина», который был занят такими трудоемкими проектами, как восстановление производства транспортного самолета Ил-76 на заводе «Авиастар». Человек, близкий к Минобороны России, надеется, что программа получит импульс после визита премьера Индии Нарендры Моди в Москву в конце этого года.