Статья опубликована в № 4001 от 26.01.2016 под заголовком: Процессуальные издержки

Новый КоАП снижает уровень защиты прав бизнеса

Состязательность уйдет, обвинительный уклон укрепится, считают юристы
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Принятие проекта Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) приведет к ухудшению правовой защиты интересов государства и бизнеса. Об этом говорится в докладе Института правовых исследований НИУ-ВШЭ, эксперты которого проанализировали различия между действующим порядком рассмотрения административных дел в отношении предпринимателей и предлагаемым унифицированным порядком, который станет обязательным как для судов общей юрисдикции, так и для арбитражных судов (документ опубликован на сайте института).

Юристы и бизнес-сообщество ранее уже критиковали проект КоАПа за репрессивный характер предусмотренных санкций. Но именно в процессуальной части кроется главная опасность, предупреждают авторы доклада. Отказ от рассмотрения дел в порядке, предусмотренном действующим Арбитражно-процессуальным кодексом, означает огромный шаг назад. Так, сейчас стороны обязаны раскрыть все доказательства по делу до начала судебного заседания. В новом кодексе такого требования нет. Зато суд не будет ограничен в поиске доказательств по собственной инициативе – что означает, по сути, ничем не связанный поиск объективной истины и отказ от принципа состязательности. «Создаются условия для превращения суда в обвинительный орган, который по собственной инициативе отыскивает доказательства виновности», – предупреждает эксперт ИПИ Дмитрий Морев. По-новому распределяется бремя доказывания обстоятельств. Сейчас это обязанность административного органа. Согласно проекту КоАПа лица, обжалующие постановления госорганов, фактически сами должны доказывать свою невиновность. Это существенно снижает уровень гарантий прав и законных интересов лиц и предпринимателей, создает риски обвинительного уклона при рассмотрении административных дел в арбитражных судах, предупреждают авторы исследования.

В новой редакции

Новая редакция КоАПа внесена в Госдуму в конце прошлого года. Рабочую группу, готовившую законопроект, возглавил председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин. Документ насчитывает почти 1600 страниц.

Зампред комитета по госстроительству Дмитрий Вяткин не согласен с критикой. Принцип всестороннего и объективного рассмотрения дела никто никуда не девал, возражает он: «Мы даем виновным возможность защищать себя, представлять доказательства в защиту своей невиновности. Мы из инквизиционного процесса делаем состязательный, и это не всем нравится». Один из участников рабочей группы по подготовке проекта уверен: претензии к законопроекту отражают борьбу в недрах объединенного Верховного суда между административной коллегией и коллегией по экономическим спорам: у каждой свои представления о процессе.

«Похоже на реванш за то, что недавно принятый Кодекс административного производства не удалось распространить на арбитражные суды», – оценивает нормы нового КоАПа Вадим Зарипов из «Пепеляев групп». «Фактически речь идет об отказе признавать специальный характер дел с участием предпринимателей», – говорит он. Ряд норм, как минимум, вызывает вопросы, согласен Денис Голубев из адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Но ряд новелл, регулирующих, например, передачу дела по подведомственности, следует воспринимать положительно – сейчас нередки случаи, когда суд просто прекращает производство из-за нарушений правил подведомственности.

Читать ещё
Preloader more