Статья опубликована в № 4037 от 21.03.2016 под заголовком: Сами мы не местные

Военные контрактники могут голосовать на муниципальных выборах, решил КС

При низкой явке их голоса могут стать решающими, напоминают эксперты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Военнослужащие-контрактники могут голосовать на муниципальных выборах по месту прохождения службы, говорится в отказном определении Конституционного суда (КС) по жалобе жительниц Санкт-Петербурга Ольги Ковалевой и Татьяны Парфентьевой. Они оспаривали несколько норм законов об основных гарантиях избирательных прав и о выборах муниципальных депутатов Петербурга – в частности, о предоставлении права голосовать гражданину, проживающему за пределами избирательного округа, и о том, что регистрацию проживающих в воинской части военнослужащих осуществляет ее командир, а факт их нахождения по этому адресу устанавливается по сведениям из части.

Заявительницы требовали через суд отмены решений участковых комиссий по выборам в муниципальный совет Дворцового округа Петербурга 14 сентября 2014 г. Они сочли, что выборы прошли с нарушениями, поскольку в округе 39,8% зарегистрированных избирателей были военнослужащими, зарегистрированными по адресу штаба Северо-Западного округа на Дворцовой площади, но не проживающими там. Суды оставили жалобы без удовлетворения.

КС в своем определении напоминает, что в местном самоуправлении (МСУ) участвуют граждане, проживающие на территории муниципального образования, а в список избирателей их включают по факту их местожительства или временного пребывания. Контрактники же имеют особый правовой статус, так как их деятельность связана с обеспечением обороны и безопасности, кроме того, у них может быть длительный срок прохождения службы, пишет КС. Если они регистрируются по месту жительства, в том числе по адресу воинской части, то предполагается, что есть юридическое подтверждение того, что у них нет иного места жительства. Факт проживания на данной территории устанавливается ФМС и органами МСУ, а избиркомы обеспечивают реализацию избирательных прав совместно с командованием воинских частей. Поэтому «исключаются основания для вывода о неправомерности отнесения сравнительно немногочисленной категории военнослужащих, зарегистрированных при воинской части, к составу населения соответствующей муниципальной территории», сказано в документе. Иным образом обеспечить право контрактников реализовать право избирать органы МСУ было бы недостижимо, резюмирует КС.

Контрактный электорат

В России около 300 000 солдат и матросов, служащих по контракту, и 250 000 офицеров-контрактников, говорит член Совета по правам человека, координатор организации «Гражданин и армия» Сергей Кривенко.

Как говорил ранее КС, избирать местные органы власти могут только те, кто живет на этой территории, на этом основании в 1998 г. было признано, что призывники не могут голосовать на местных выборах, напоминает один из авторов жалобы, руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан. По его словам, положение о внесении контрактников в списки избирателей по месту службы зафиксировано в законе Петербурга, поэтому жалоба подавалась в Уставный суд города, но тот отказался проверять эту норму. КС говорит о недостижимости иным способом обеспечить право избирать органы МСУ, но нужно просто сделать так, чтобы они голосовали по местам фактического проживания, списки которых мог бы сдать командир воинской части, считает Вайпан.

В середине 2000-х гг. в Москве оспаривали результаты местных выборов на Арбате, где голосовало около 3000 офицеров, приписанных к академии Генштаба, говорит эксперт в области избирательного права Андрей Бузин. На региональных выборах разрешено голосовать срочникам, что тоже бессмысленно, поскольку они не будут жить в регионах, где проходят службу, считает он: «Когда встает вопрос о голосовании военнослужащих, то говорят, что иначе они лишатся избирательного права. Полагаю, что их надо ограничить в голосовании на местных и региональных выборах. К тому же они заинтересованы в поддержке власти, так что могут смещать волеизъявление местного населения». Воинские части находятся вне информационно-агитационного поля, поскольку там запрещена агитация, но военнослужащие голосуют и влияют на результат, подчеркивает политолог Александр Кынев: «Большинство кандидатов агитировать в частях не могут, но административный ресурс позволяет агитировать за кого нужно. К тому же военнослужащие имеют жесткую иерархию, поэтому находятся в зоне электорального давления». Степень влияния их голосования на результат зависит от уровня выборов и численности воинских частей и при низкой явке такое голосование может существенно повлиять на результат, говорит эксперт.

Читать ещё
Preloader more