Ликвидация миграционной службы возможна, но пока не предрешена

Совет безопасности оценил последствия европейского миграционного кризиса для России
Россия изучит ошибки Европы/ Marko Djurica/ Reuters

Миграционный кризис в Европе, возникший в связи с «неконтролируемым притоком» беженцев из региона Ближнего Востока и Северной Африки и Афганистана, требует от руководства России глубокого анализа и корректировки политики в этой сфере, заявил в четверг Владимир Путин, открывая заседание Совета безопасности. Пристальное внимание, по словам Путина, необходимо обратить и на страны – партнеры России, входящие в ЕАЭС, ОДКБ и СНГ. «Нелегальную миграцию пытаются использовать в своих интересах преступные группировки, наркоторговцы, зарубежные спецслужбы», террористы и экстремисты, сказал Путин. Все это потребует изменения концепции государственной миграционной политики (принята в 2012 г.) и способов ее реализации, сказал секретарь Совбеза Николай Патрушев. Изменения коснутся работы правительства, федеральных ведомств, региональных структур, ожидаются и изменения в законодательстве. По его словам, «изменений будет достаточно много», их описание занимает «несколько листов» и начинается с изменений законодательства.

Штатный состав

37000 человек составляет штатная численность ФМС, установленная указом президента с 2016 г. Численность ФСКН после проведенных в 2015 г. сокращений составляет около 27 000 человек.

Работа ФМС и ФСКН – а деятельность этих служб напрямую касается проблем миграции – «не совсем эффективна», признал Патрушев, добавив, что участники заседания Совбеза высказали предложения присоединить их к МВД. «И под этим есть основания», – добавил Патрушев. Проблема в том, что у ФМС нет права на ведение оперативно-розыскной деятельности, а просьба службы предоставить ей это право была отклонена – ведомств, которые этим занимаются, и так достаточно, сказал Патрушев. Кроме того, все свои мероприятия они вынуждены проводить в сопровождении полиции. На заседании говорилось, что полиция раскрывает большую часть преступлений, а ФМС и ФСКН «во многом дублируют эту работу», этим и вызваны предложения влить их в МВД. «Решения, которые готовила рабочая группа, были поддержаны», но решение о ликвидации ФМС «не принималось», оговорился Патрушев. «Не понятно, зачем эти две службы существуют», – сказал «Ведомостям» человек, знакомый с ходом подготовки заседания.

Ранее собеседник «Ведомостей», знакомый с некоторыми членами Совбеза, и собеседник, близкий к руководству ФМС, говорили, что правительству могут дать поручение в течение нескольких лет ликвидировать ФМС, функции которой могут быть перераспределены между МВД и ФСБ. «Такие вопросы решает президент, все остальные могут только советовать. Тема судьбы этих служб была поднята в прошлом году, но ее не реализовали, так как сопротивлялись руководители ФСКН и ФМС», – говорит политолог Алексей Макаркин. По его мнению, в условиях затяжного экономического кризиса ликвидация самостоятельности этих служб все более вероятна. Человек, близкий к руководству ФМС, сказал, что сам факт рассмотрения темы на Совбезе означает, что угроза действительно огромная, особенно из Средней Азии. Претензии к работе системы регулирования миграции обоснованны, что показала проблема беженцев с Украины, с которой ФМС не справилась. Проблема в том, что ответственного за миграцию нет – этот вопрос находится в ведении многих структур МВД, ФСБ, ФМС, поэтому система может быть переосмыслена и переформатирована, считает собеседник «Ведомостей».