Политика
Бесплатный
Анастасия Корня
Статья опубликована в № 4052 от 11.04.2016 под заголовком: Муниципалитетам занижают оценку

Муниципалитеты хотят влиять на свою налоговую базу

Конституционный суд изучит вопрос о занижении кадастровой оценки земель

Конституционный суд решит, могут ли муниципальные власти влиять на кадастровую оценку земель на своих территориях. Принята к рассмотрению жалоба администрации города Братска на нормы закона об оценочной деятельности, сообщает сайт суда. Как следует из материалов дела, администрация Братска добивалась пересмотра сильно заниженной, по ее мнению, кадастровой стоимости участка, на котором расположены производственные мощности ОАО «Группа Илим». Однако Иркутский областной суд прекратил производство по жалобе муниципалитета, сославшись на нормы закона об оценочной деятельности, которые позволяют местным органам власти оспаривать в суде результаты определения кадастровой стоимости участков, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. Суд пришел к выводу, что в данном случае горадминистрация не вправе была обращаться в суд, так как участок принадлежит группе «Илим».

По мнению муниципалитета, такая трактовка нарушает ст. 133 Конституции, которая гарантирует местному самоуправлению право на судебную защиту и на обжалование в суде решений комиссий по рассмотрению споров о результатах оценки кадастровой стоимости. Как следует из базы судебных актов, администрация Братска в прошлом году активно боролась за расширение налоговой базы: в частности, она пыталась оспорить стоимость земельных участков, принадлежащих Иркутской электросетевой компании и ОАО «Русал Братск». В своих исках администрация ссылалась на то, что размер кадастровой стоимости существенно повлияет на поступление земельного налога в муниципальный бюджет, но получила отказ во всех инстанциях, включая Верховный суд.

По данным Росреестра, в прошлом году суды рассмотрели 7574 спора о стоимости 10 300 объектов недвижимости. В результате налоговая база (суммарная величина кадастровой стоимости) в отношении объектов, по которым были приняты решения, уменьшилась с 640 млрд до 373 млрд руб.

Забота горадминистрации о пополнении бюджета понятна – земельный налог является одним из основных источников средств, поступающих в местные бюджеты, говорит Вадим Зарипов из «Пепеляев групп». Однако вопрос на самом деле стоит гораздо шире, замечает он: могут ли органы муниципальной власти оспаривать решение федерального органа, ведь фактически решение комиссии утверждается Росреестром? А если могут, то не откроет ли это ящик Пандоры, когда получится, что оспаривать можно все, что угодно: например, решения о сокращении субсидий, рассуждает юрист. Не следует также забывать о компании-землевладельце, которая окажется меж двух огней в лице Росреестра и муниципальной власти. Так что Конституционному суду предстоит найти баланс в отношениях разных уровней власти и частного бизнеса, резюмирует Зарипов.