Статья опубликована в № 4093 от 10.06.2016 под заголовком: Предупреждение вместо штрафа

По всем видам нарушений малый бизнес будут сначала предупреждать

Для этого такие предупреждения не будут увязываться с КоАПом

Нарушения, впервые найденные проверяющими в работе малого и среднего бизнеса, не будут увязываться с наказанием по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). В первый раз контрольные органы будут ограничиваться предупреждением и требовать устранения нарушений. Это следует из замечаний правительства к изменениям КоАПа, рассмотренным в четверг комитетом по конституционному законодательству. Сам законопроект был принят в первом чтении в мае.

Поправки правительства предлагают не увязывать предписания об устранении нарушений с представлениями, которые выдаются в соответствии с КоАПом, говорит начальник отдела департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Ярослав Кондрашин. Сейчас законопроект заменяет штраф на предупреждение, но одновременно назначается предписание, в котором определяются условия выполнения процедур. В том случае, если процедуры выполнены, наказание не назначается, в случае невыполнения назначается штраф. Поправки предлагают за правонарушения, которые носят устранимый и неустранимый характер, выдавать предупреждение. По тем составам, где нарушение можно немедленно устранить, контрольные органы будут заставлять делать это, а по тем, где сразу устранить нельзя (например, расширение проемов в зданиях постройки 40-х гг., которые не соответствуют современным противопожарным требованиям), в первый раз бизнес будут предупреждать, а штрафовать лишь во второй раз.

Снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес, безусловно, является важным элементом повышения эффективности предпринимательской деятельности и российской экономики в целом, отмечает советник юридической фирмы «Юст» Дмитрий Серёгин. «Экономические последствия от одного и того же административного наказания будут серьезно отличаться для малого предприятия и для крупного. Поэтому различного рода послабления при привлечении к административной ответственности и в определении наказания должны быть», – полагает юрист. Среди нарушений, за которые предприниматели подвергаются административному наказанию, наиболее часты нарушения в области пожарной безопасности, санитарных норм, требований к доведению информации до потребителей, объясняет юрист. Поскольку в большинстве случаев размер административных штрафов не дифференцируется в зависимости от размера предприятия, то он может оказаться излишне суровым для малого бизнеса и одновременно неощутимым для крупных предприятий. Но послабления не должны спровоцировать ощущение вседозволенности, в том числе во взаимоотношениях малых предприятий между собой и с рядовыми потребителями, замечает Серёгин. Есть риск роста числа правонарушений, поэтому предлагается уменьшить количество составов, по которым возможна замена штрафа на предупреждение, объясняет юрист «Делового фарватера» Павел Ивченков. Плюсы обсуждаемого законопроекта в том, что он распространяется на весь КоАП, но среди минусов – предупреждения не фиксируются в Едином реестре проверок, говорит исполнительный директор ЦОП «Новая индустриализация» Анастасия Алехнович. Может сложиться ситуация, когда государственный орган выносит предписание по устранению нарушений, которое бизнес не сможет выполнить. «Например, торговую палатку обязывают устранить нарушение и провести мероприятия, которые стоят 1 млн руб. Естественно, бизнес не может выполнить данные требования и автоматически получает штраф за нарушение», – говорит Алехнович.