Россия и Турция ищут общие подходы к Сирии
У сторон есть о чем поторговаться, считают экспертыНа первых после долгого перерыва переговорах министры иностранных дел России и Турции Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу достигли общего понимания по поводу того, кого считать террористами в Сирии, заявил Лавров на пресс-конференции в Сочи в пятницу. По его словам, в Москве и Анкаре заинтересованы в том, чтобы «конструктивная патриотическая оппозиция» как можно быстрее вывела свои отряды с территорий, контролируемых террористами «Джебхат ан-Нусры» и «Исламского государства» (обе организации запрещены в России). Россия и Турция возобновили деятельность рабочей группы по борьбе с терроризмом, которая была заморожена последние семь месяцев. Москва также ждет контактов по линии военных, заявил Лавров. «Возобновление диалога имеет большое значение и для будущего Сирии», – прокомментировал турецким журналистам встречу в Сочи Чавушоглу.
Никаких сдвигов в двусторонних отношениях быть не может, пока одна из сторон не пойдет на существенные уступки, считает руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин: «Для этого Москве нужно признать Рабочую партию Курдистана террористической, т. е. встать на позиции Турции, или Анкаре – заклеймить Свободную армию Сирии террористами, как это иногда делали наши СМИ. Турция и Россия посылали друг другу сигналы о примирении, Турция заинтересована в этом экономически, Москва – политически и военно-стратегически: в настоящее время позиции России в Сирии осложняются, и без Турции там не обойтись».
Мы сможем обсуждать даже самые непростые вопросы, в том числе и задачи пресечения подпитки террористов в Сирии из-за границы и недопущения использования турецкой территории в интересах поддержки террористических организаций.
В скором времени в северной части провинции Алеппо, которая граничит с Турцией, пройдет масштабное наступление армии Башара Асада и помощь Анкары здесь очень пригодится, считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев: «На это указывает возвращение основных боевых частей сирийской армии в провинцию Алеппо, наступление произойдет в ближайшее время и сможет перерезать коммуникации террористов. В этом плане позиция Турции принципиально важна: если Анкара перекроет хотя бы небольшую часть своей границы на этом участке, то это сильно облегчит задачу наступлению и в войне произойдет перелом, если нет – то сохранится неопределенность». По мнению эксперта, взятие Алеппо сейчас стратегически более важно, чем даже взятие столицы ИГИЛ Ракки, к которому стремится Барак Обама, главным образом для PR-эффекта, но на это Москва готова пойти, если ей не помешают в Алеппо. Для Турции, в свою очередь, принципиально важным станет вопрос сирийских курдов, которые, по мнению Анкары, не должны получить даже автономии в составе Сирии, не то что независимости от Дамаска, продолжает Евсеев: «Размен сейчас такой: турки не мешают при наступлении, а мы учитываем их мнение по поводу будущего устройства Сирии. Наступление, в первые дни которого и станет понятна позиция Анкары, станет лакмусовой бумажкой для отношений Москвы и Анкары, без урегулирования в Сирии реальное налаживание отношений с Турцией скатится в имитацию. В худшем случае мы можем и курдам помочь».