Партиям приходится проводить агитацию за свой счет

Их избирательные фонды пока наполняются благодаря партийной казне
Избирательные фонды партий пока наполняются в основном за счет партийной казны, следует из данных Центризбиркома/ В. Баранов/ Ведомости

К концу июля в избирательные фонды партий, участвующих в думских выборах, поступило в общей сложности почти 633 млн руб., следует из данных, опубликованных Центризбиркомом. О поступлении и расходовании средств отчитались 13 партий из 22, представивших документы на заверение. В тройке лидеров по доходам – ЛДПР, «Единая Россия» и КПРФ (см. таблицу), но источник происхождения средств эти партии не указывают (это должно быть сделано, если размер одного пожертвования от юридического или физического лица превышает соответственно 200 000 и 20 000 руб.). По закону предельная сумма расходов из избирательного фонда партии – 700 млн руб.

200 млн – это собственные средства партии, перечисленные на избирательный счет, поясняет руководитель центрального исполкома «Единой России» Максим Руднев. По его словам, они будут потрачены на агитацию и другие мероприятия в соответствии с законодательством. При необходимости возможно использование добровольных пожертвований. У ЛДПР пока основные затраты – это наружная и наглядная агитация, говорит депутат Госдумы Михаил Дегтярев: «Позднее планируем потратить на телевидение, радио, печать и интернет». У коммунистов, по словам депутата Сергея Обухова, больше всего денег идет на поддержку одномандатников и на печатную агитацию – вышло 10 млн экземпляров газеты «Правда»: «Позднее значительная часть ресурсов уйдет на эфирное время». Розыгрыш платных и бесплатных роликов на ТВ и радио будет идти до 18 августа, к этому времени «Справедливая Россия» точнее определится с тратами, говорит эсер Александр Бурков: «Возможно, в партийную кассу поступят еще средства».

Из непарламентских партий самой богатой оказалась Партия роста, в фондах «Парнаса» и «Яблока» соответственно 14,8 млн и 10 млн руб. Основные поступления – со счета партии, говорит зампред «Парнаса» Константин Мерзликин: действующие законы практически не позволяют использовать краудфандинг для сбора средств напрямую в избирательный фонд. Под запретом оказались все современные способы оплаты – через интернет, «Яндекс. Деньги» и проч., сетует он: гражданин должен лично прийти с паспортом в банк, т. е. предпринять значительные усилия.

Самая бедная из отчитавшихся – Российская партия пенсионеров за справедливость, на ее счете к концу июля было 100 000 руб. Больше всего частных пожертвований – 2,8 млн руб. от семи человек – задекларировала партия «Великое Отечество», по 50 000–150 000 руб. жертвовали партии «Воля», тем же пенсионерам и эсерам.

Потратили пока партии меньше, чем получили, – например, единороссы успели израсходовать всего 1,1 млн из своих 200 млн. Редкие исключения – ЛДПР и эсеры, потратившие почти все полученное. Самая часто встречающаяся статья расходов – выпуск и распространение печатных материалов, оплата консультационных услуг. На сбор подписей, судя по отчетам, потратилось только «Великое Отечество» – он обошелся ему в 1 млн руб.