Статья опубликована в № 4139 от 16.08.2016 под заголовком: Агитация от противного

Илья Яшин расскажет о криминале в «Единой России»

Но повторить успех антиединороссовской кампании 2011 года оппозиции не удастся, считают эксперты

Через две недели заместитель председателя партии «Парнас» Илья Яшин выпустит экспертный доклад «Партия «Криминальная Россия», посвященный «Единой России», сообщил Яшин «Ведомостям». По его словам, смысл доклада в том, чтобы доказать, что за годы существования партия власти стала социальным лифтом «для отдельных преступников и криминальных сообществ, чтобы они интегрировались в политику и продолжали свою деятельность на этом уровне, причем это не частные случаи, а наличие системы». Работа над документом велась около двух месяцев, первый тираж составит почти 20 000 экземпляров, его планируется распространить в Москве и Санкт-Петербурге, ведутся переговоры и о распространении в других регионах. В докладе будет карта России с отмеченными на ней «преступлениями членов партии». Доклад специально выпускается в разгар избирательной кампании, говорит Яшин, он надеется, что кандидаты от других партий тоже смогут использовать этот документ: «Это не партийный доклад, а моя инициатива. Но я не являюсь кандидатом, поэтому могу агитировать против любой партии. Стратегия оппозиции в том, чтобы «Единая Россия» набрала меньше голосов, чем на прошлых выборах, тогда можно будет сказать, что партия теряет популярность, несмотря на Крым и пропаганду».

Антиединороссовские проекты готовят и другие оппозиционеры. Алексей Навальный запустит свою кампанию в конце августа – это будет онлайн-проект о коррупции, сообщил его соратник Леонид Волков, отказавшись раскрывать подробности. КПРФ уже выпустила листовки, где объясняет, чем единороссы опасны для страны («размещением базы НАТО в Ульяновске», «вступлением в ВТО», повышением тарифов ЖКХ, коррупцией власти), а лидер московских коммунистов Валерий Рашкин подготовил собственный доклад «Единая Россия» и коррупция». «Я постоянно использую в своей кампании критику единороссов. Мы рассказываем, за какие антинародные законы они голосовали, на нашем сайте есть результаты голосования», – добавляет коммунист Сергей Обухов. Михаил Дегтярев (ЛДПР) говорит, что чего-то похожего на кампанию 2011 г. против «партии жуликов и воров» (см. врез) не планируется, но в предвыборных роликах ЛДПР будет рассказывать о просчетах единороссов, а на дебатах и в брошюрах «пройдется по всем партиям». Антиреклама других партий запрещена, но «Справедливая Россия» противопоставляет себя их политике, а главный оппонент – правительство под председательством Дмитрия Медведева, говорит эсер Александр Агеев.

Как это было

Весной 2011 г. Алексей Навальный впервые использовал в отношении единороссов выражение «партия жуликов и воров», а в июле запустил в интернете кампанию под лозунгом «Голосуй за любую партию, кроме «Единой России».

«Единая Россия» – крупнейший игрок на выборах, ее задача – вести кампанию, не реагировать на нападки и навязывать свою повестку, считает член высшего совета партии Дмитрий Орлов. Но когда это действительно нужно, партия может отреагировать с учетом специфики, взвесив все электоральные преимущества, которые это может принести, говорит он. К тому же Навальный сегодня «намного более периферийный игрок, чем в 2011 г.» и в его игру вряд ли станут играть силы, которые рассчитывают на прохождение в парламент, полагает Орлов.

Сейчас не видно оснований для большого протестного голосования, как в 2011 г., настроения другие, «политическая система после Крыма получила новую легитимность и пока ее не растратила», говорит социолог «Левада-центра» Денис Волков: «Кампания Навального в 2011 г. сыграла именно в тех условиях, на ее результат повлияло недовольство 30–40% населения, сейчас такого нет». Компромат против личностей цепляет, но в целом тема компроматов приелась, считает политический юрист Олег Захаров: «Максимум, что можно сделать, – собрать все и подать в новой упаковке. Претензии к «Единой России» понятны и повторяются из года в год». При этом в электронных СМИ есть законодательный запрет на агитацию против других партий, но в печатной продукции использовать это возможно, говорит эксперт.

Кампания против «Единой России» началась сразу после праймериз, когда стали раскручивать заявление Медведева «денег нет», считает политолог Александр Пожалов. В 2011 г. кампания шла с сентября по нарастающей, наблюдался тренд на понижение рейтинга партии и кампания легла на готовую почву неприятия власти в целом, напоминает эксперт. Сейчас же рейтинг «Единой России» на 2–3% выше, чем в 2011 г., россияне не готовы резко отказаться от ее поддержки, а тактика «за любую партию, кроме...» могла сыграть один раз, уверен Пожалов. Кампания может сыграть на мобилизацию явки недовольных избирателей, но это не изменит ситуацию с большинством в Госдуме, поскольку единороссы победят в большинстве одномандатных округов, добавляет Пожалов.

У критически настроенных избирателей есть потребность в кампании против «Единой России», полагает политолог Михаил Виноградов: «Рейтинги партии не на подъеме, у части избирателей есть усталость, вопрос в том, удастся ли превратить усталость от политики в усталость от «Единой России». При качественном исполнении это могло бы повысить явку избирателей и размыть долю тех, кто будет голосовать за единороссов».