Илья Яшин расскажет о криминале в «Единой России»

Но повторить успех антиединороссовской кампании 2011 года оппозиции не удастся, считают эксперты
Оппозиционеры готовят новую информационную атаку на «медведей» из «Единой России» /KIRILL KUDRJAVTSEV

Через две недели заместитель председателя партии «Парнас» Илья Яшин выпустит экспертный доклад «Партия «Криминальная Россия», посвященный «Единой России», сообщил Яшин «Ведомостям». По его словам, смысл доклада в том, чтобы доказать, что за годы существования партия власти стала социальным лифтом «для отдельных преступников и криминальных сообществ, чтобы они интегрировались в политику и продолжали свою деятельность на этом уровне, причем это не частные случаи, а наличие системы». Работа над документом велась около двух месяцев, первый тираж составит почти 20 000 экземпляров, его планируется распространить в Москве и Санкт-Петербурге, ведутся переговоры и о распространении в других регионах. В докладе будет карта России с отмеченными на ней «преступлениями членов партии». Доклад специально выпускается в разгар избирательной кампании, говорит Яшин, он надеется, что кандидаты от других партий тоже смогут использовать этот документ: «Это не партийный доклад, а моя инициатива. Но я не являюсь кандидатом, поэтому могу агитировать против любой партии. Стратегия оппозиции в том, чтобы «Единая Россия» набрала меньше голосов, чем на прошлых выборах, тогда можно будет сказать, что партия теряет популярность, несмотря на Крым и пропаганду».

Антиединороссовские проекты готовят и другие оппозиционеры. Алексей Навальный запустит свою кампанию в конце августа – это будет онлайн-проект о коррупции, сообщил его соратник Леонид Волков, отказавшись раскрывать подробности. КПРФ уже выпустила листовки, где объясняет, чем единороссы опасны для страны («размещением базы НАТО в Ульяновске», «вступлением в ВТО», повышением тарифов ЖКХ, коррупцией власти), а лидер московских коммунистов Валерий Рашкин подготовил собственный доклад «Единая Россия» и коррупция». «Я постоянно использую в своей кампании критику единороссов. Мы рассказываем, за какие антинародные законы они голосовали, на нашем сайте есть результаты голосования», – добавляет коммунист Сергей Обухов. Михаил Дегтярев (ЛДПР) говорит, что чего-то похожего на кампанию 2011 г. против «партии жуликов и воров» (см. врез) не планируется, но в предвыборных роликах ЛДПР будет рассказывать о просчетах единороссов, а на дебатах и в брошюрах «пройдется по всем партиям». Антиреклама других партий запрещена, но «Справедливая Россия» противопоставляет себя их политике, а главный оппонент – правительство под председательством Дмитрия Медведева, говорит эсер Александр Агеев.

Как это было

Весной 2011 г. Алексей Навальный впервые использовал в отношении единороссов выражение «партия жуликов и воров», а в июле запустил в интернете кампанию под лозунгом «Голосуй за любую партию, кроме «Единой России».

«Единая Россия» – крупнейший игрок на выборах, ее задача – вести кампанию, не реагировать на нападки и навязывать свою повестку, считает член высшего совета партии Дмитрий Орлов. Но когда это действительно нужно, партия может отреагировать с учетом специфики, взвесив все электоральные преимущества, которые это может принести, говорит он. К тому же Навальный сегодня «намного более периферийный игрок, чем в 2011 г.» и в его игру вряд ли станут играть силы, которые рассчитывают на прохождение в парламент, полагает Орлов.

Сейчас не видно оснований для большого протестного голосования, как в 2011 г., настроения другие, «политическая система после Крыма получила новую легитимность и пока ее не растратила», говорит социолог «Левада-центра» Денис Волков: «Кампания Навального в 2011 г. сыграла именно в тех условиях, на ее результат повлияло недовольство 30–40% населения, сейчас такого нет». Компромат против личностей цепляет, но в целом тема компроматов приелась, считает политический юрист Олег Захаров: «Максимум, что можно сделать, – собрать все и подать в новой упаковке. Претензии к «Единой России» понятны и повторяются из года в год». При этом в электронных СМИ есть законодательный запрет на агитацию против других партий, но в печатной продукции использовать это возможно, говорит эксперт.

Кампания против «Единой России» началась сразу после праймериз, когда стали раскручивать заявление Медведева «денег нет», считает политолог Александр Пожалов. В 2011 г. кампания шла с сентября по нарастающей, наблюдался тренд на понижение рейтинга партии и кампания легла на готовую почву неприятия власти в целом, напоминает эксперт. Сейчас же рейтинг «Единой России» на 2–3% выше, чем в 2011 г., россияне не готовы резко отказаться от ее поддержки, а тактика «за любую партию, кроме...» могла сыграть один раз, уверен Пожалов. Кампания может сыграть на мобилизацию явки недовольных избирателей, но это не изменит ситуацию с большинством в Госдуме, поскольку единороссы победят в большинстве одномандатных округов, добавляет Пожалов.

У критически настроенных избирателей есть потребность в кампании против «Единой России», полагает политолог Михаил Виноградов: «Рейтинги партии не на подъеме, у части избирателей есть усталость, вопрос в том, удастся ли превратить усталость от политики в усталость от «Единой России». При качественном исполнении это могло бы повысить явку избирателей и размыть долю тех, кто будет голосовать за единороссов».