Статья опубликована в № 4241 от 16.01.2017 под заголовком: Лицензия на волокиту

Права бизнесменов в сфере лицензирования массово нарушаются

Прокуратура отчиталась о 1880 нарушениях закона в 34 проверенных регионах

Прокуроры выявили 1880 нарушений закона о защите прав предпринимателей в ходе плановой проверки исполнения законодательства в сфере лицензирования, проводившейся в 2016 г. в 34 регионах, говорится в письме заместитель генпрокурора Александра Буксмана бизнес-омбудсмену Борису Титову («Ведомости» с ним ознакомились). Это говорит о распространенности нарушений прав предпринимателей в связи с ненадлежащим исполнением органами власти своих обязанностей, констатирует Буксман. По итогам проверки внесено 213 представлений, принесен 21 протест, к дисциплинарной ответственности привлечены 30 чиновников.

В некоторых регионах обнаружились непреодолимые административные барьеры. Например, в Твери административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на проведение земляных работ предусматривал предоставление заявителем копии лицензии на право производства таких работ, хотя подобный вид лицензии законом вообще не предусмотрен.

Среди распространенных нарушений – немотивированные отказы в выдаче лицензий. В ряде регионов прокурорам пришлось возбуждать административные дела по фактам волокиты при предоставлении госуслуг. В минобрнауки Челябинской области нашли более 40 лицензий на оказание образовательных услуг, не отданных заявителям. Также ведомствами «повсеместно игнорировались требования законодательства при осуществлении лицензионного контроля», т. е. во время проверок. Ежегодные планы проверок часто составлялись кое-как, и не всегда чиновники действовали в соответствии с этими планами.

Надзор в убыток

По данным ВШЭ, потери бизнеса из-за деятельности контрольно-надзорной системы составляют около 2% ВВП в год. По оценке «Опоры России», запутанное регулирование и неэффективный госконтроль сдерживают рост экономики до 7% ежегодно.

Прокуратура в основном исправляет огрехи правоприменительной практики, замечает руководитель аналитического центра «Деловой России» Анастасия Алехнович. Это важно, но основная проблема не столько в практике, сколько в принципиальной избыточности правового регулирования, считает она. Система обязательных требований используется в основном для привлечения к ответственности и вымогательства платных услуг, а не для повышения качества и безопасности продукции, полагает Алехнович. Так, по новым правилам аттестации экспертов в области промышленной безопасности такой аттестат можно получить только в единственной организации в Москве: за шесть месяцев она аттестовала около 200 экспертов, хотя для нормального функционирования рынка экспертизы (35 000–360 000 экспертиз в год) требуется не менее 6000 экспертов. При этом Ростехнадзор уже отказывает в регистрации заключений, выданных непереаттестованными экспертами, хотя формально их удостоверения действительны еще пять лет. В результате стоимость экспертных услуг в области промышленной безопасности выросла в разы и даже крупные предприятия не могут получить сертификат безопасности на свое оборудование, говорит эксперт. Решить проблемы можно, лишь принципиально перестроив систему обязательных требований, уверена Алехнович: провести их аудит, собрать в единый реестр и запретить наказывать предпринимателей за неисполнение требований, которых там нет.

В конце 2016 г. правительство утвердило дорожные карты по реформе госконтроля, ее результатом должно стать двукратное снижение административной нагрузки на бизнес к 2025 г. Но сроки создания информсистемы, которая позволит предпринимателям запрашивать список требований к тому или иному виду деятельности, пока не определены, ранее говорил «Ведомостям» министр по делам открытого правительства Михаил Абызов.