Статья опубликована в № 4242 от 17.01.2017 под заголовком: Коллективизация Госдумы

Депутаты Госдумы стали реже вносить индивидуальные законопроекты

Этим они проявляют свою дисциплину при новом руководстве, считают эксперты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Темпы законотворчества депутатов нового созыва Госдумы снизились после введения новых требований к качеству, говорится в рейтинге законотворцев Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) и Центра содействия законотворчеству (ЦСЗ). Зато почти на треть выросла доля правительственных инициатив, а доля депутатских законопроектов снизилась с 46% в последнюю сессию прежней Думы до 17% у новой. Депутатское законотворчество стало менее индивидуально и более фракционно. Темы законопроектов самих депутатов были связаны в основном с повышением качества власти, законотворчеством и развитием партийно-избирательной системы по итогам прошедших выборов. Эксперты также отмечают рост «консенсусного голосования», объединяющего все фракции, – это встречается вдвое чаще, чем до выборов.

Новой Госдуме пока не удалось преодолеть практику ускоренного принятия законопроектов сразу во втором и третьем чтениях за один пленарный день, но ускоренное одобрение правительственных инициатив сократилось до 45%. Лидером по числу самостоятельных законопроектов оказалась «Справедливая Россия», оформившая проектами все предвыборные инициативы лидера Сергея Миронова. «Единая Россия» задает курс на совместное законотворчество с другими фракциями, наиболее результативными депутатами фракции стали Дмитрий Вяткин и Павел Крашенинников. У ЛДПР проявили себя Алексей Диденко и Ярослав Нилов. Фракционная активность КПРФ снизилась.

Новые депутаты активны, потому что с ними проводилось обучение по законотворчеству еще при включении в списки, объясняет Нилов. Рост активности правительства Нилов связывает с накоплением законопроектов во время связанного с выборами перерыва в работе Думы: «Было много работы по бюджету сразу после выборов, переезды из одних кабинетов в другие и обязательная явка на заседания тоже привели к тому, что у депутатов просто не было времени на разработку своих законов». Как только у правящей партии оказалось конституционное большинство, она стала обращать внимание только на законопроекты правительства – единороссы ориентируются на своего лидера партии, говорит Валерий Рашкин (КПРФ). «У них нет необходимости разрабатывать другие инициативы, яркий пример – бюджет, от которого осталась концепция только правительства. И дальше дело будет только усугубляться, им станет скучно работать», – уверяет коммунист. Он признал снижение активности КПРФ, «но это естественно – новым депутатам нужно время на адаптацию». Консолидация – это поиск возможностей для принятия своих законопроектов, считает эсер Александр Бурков. А вот снижение индивидуальной активности депутатов – это плохо, чем больше депутаты вносят, тем больше при обсуждении альтернатив разумных решений, считает эсер.

Депутаты-индивидуалы

C самостоятельными инициативами в ходе начавшейся сессии нового созыва Госдумы выступило всего 100 депутатов, что почти в 3 раза меньше, чем в среднем во время предыдущих сессий.

Первые итоги работы Госдумы нового созыва показывают, что парламентарии из разных фракций в целом поддержали линию на более тщательную проработку своих инициатив вместо стремления только к количественным показателям активности и подчас злоупотребления правом законодательной инициативы в целях пиара, отмечает эксперт ИСЭПИ Александр Пожалов. В новом исследовании меньше внимания уделено персональным достижениям депутатов, а больше – раскрытию содержательных трендов в работе нового созыва в целом и отдельных фракций, говорит Пожалов. Это позволяет оценить, как реализуются те требования к повышению качества законов и укреплению авторитета Думы, о которых широко говорилось, считает он.

Стремление к повышению качества и снижению числа непроработанных документов – это безусловный успех, отмечает политолог Михаил Виноградов. В то же время очевидно, что общественные ожидания от Думы связаны не столько с законодательной, сколько с представительной функцией – готовностью отстаивать интересы различных групп общества, добавляет Виноградов. Дефицит этой представительной функции (в том числе в силу пассивности оппозиции) – одна из проблем, с которой парламенту придется столкнуться уже в ходе весенней сессии, уверяет он. В развитых странах 2/3 инициатив парламента идут от правительства, такой позитивный тренд наблюдается и в России, говорит эксперт ЦСЗ Вадим Виноградов.

Идет процесс унижения и уничтожения оппозиционных партий – они все унифицируются, хотя им это невыгодно, считает политолог Федор Крашенинников. Внесенные эсерами проекты – это злоба проигравших людей, от которых ничего не зависит, а все остальные просто поняли правила игры: «Хочешь сидеть в Думе – участвуй в процессе так, как его видит руководство». Новая Госдума выглядит гораздо спокойнее, отмечает Федор Крашенинников: из нее выпали все маргиналы, которые вносили явную макулатуру, сообщая тем самым Кремлю о своем существовании. Теперь Госдума скучна, предсказуема и управляема – делает только то, что хочет администрация, а самодеятельность будет проявлена ближе к следующим выборам. Исследование – это отчет спикера Госдумы Вячеслава Володина о проделанной работе, заключает эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more