Военным рекомендовано заняться профилактикой конфликта интересов

Закупки Минобороны недостаточно прозрачны, считает «Трансперенси интернешнл»
«Трансперенси интернешнл» обнаружила в некоторых контрактах Министерства обороны признаки конфликта интересов/ Е. Разумный / Ведомости

Действующая практика Министерства обороны России в сфере предотвращения конфликта интересов требует изменений, говорится в опубликованном в четверг докладе «Трансперенси интернешнл – Р» (ТИР, внесена Минюстом в реестр НКО – иностранных агентов). В докладе есть ссылка на исследование 2015 г. международной Transparency International о коррупционных рисках в сфере обороны в странах G20. Россия попала в одну группу («высокий уровень») по степени рисков с Индией, Индонезией, ЮАР и Турцией, ниже ее только Китай, Саудовская Аравия и Бразилия.

По словам замгендиректора ТИР Ильи Шуманова, цель доклада не в том, чтобы сигнализировать контрольным органам, речь о том, чтобы побудить военное ведомство изменить подход к предотвращению конфликта интересов – например, учесть рекомендации Минтруда и не только контролировать трудоустройство бывших военных, но и предписать нанимаемым чиновникам уведомлять о том, где они работали ранее. На основе анализа публичной информации в области госзакупок и других открытых источников ТИР выявила относительно небольшое количество случаев, в которых можно усмотреть признаки такого конфликта и других рисков. Так, бывший офицер Тихоокеанского флота полковник Рубен Маркосян стал в 2011 г. замдиректора ПКБ «РИО» (поставщик оборудования для флота) и, вопреки нормам законодательства, до истечения двух лет участвовал в заключении контракта на поставку оборудования на сумму 54 млн руб. Еще один пример потенциального конфликта интересов – история с планами возможных закупок Минобороны самолетов SuperJet производства компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). В январе «Коммерсантъ» сообщил, что взамен старых советских пассажирских самолетов Минобороны может приобрести порядка 20 SuperJet (каталожной стоимостью более 400 млрд руб.). Правда, в прошлую среду эта же газета сообщила, что военное ведомство вряд ли купит эти самолеты, так как они не удовлетворяют требованиям военных. Тем не менее ТИР установила, что в ГСС трудятся дети первого замминистра обороны Руслана Цаликова и начальника службы безопасности полетов Минобороны Сергея Байнетова. По словам человека в ОАК, причина скепсиса в отношении SuperJet в другом – в самолете много западных технологий, что создает риски в условиях санкций.

Несекретная треть

1,112 трлн руб. оборонных расходов из общей суммы в 3,805 трлн руб. в 2016 г. были прозрачными, полагают эксперты «Трансперенси интернешнл – Р»

Доклад ТИР отмечает и нехватку публичной информации (см. врез), а иногда и ее явно устаревший характер, из-за чего часто невозможно достоверно отследить, являются ли учредители коммерческих организаций (данные о которых берутся в ЕГРЮЛ) действующими офицерами и чиновниками. Кроме того, постоянно сокращается объем госзакупок на конкурсной основе и растет доля закупок у единственного поставщика.

По словам бывшего чиновника Минобороны, меры по борьбе с конфликтом интересов в ведомстве находятся в целом на уровне гражданских министерств. Что касается роста объема контрактов с единственным поставщиком, то это вызвано фактами ущерба от закупок по конкурсам, в которых часто побеждали подставные структуры, не способные выполнить контракт, говорит он.