Политика
Бесплатный
Анастасия Корня
Статья опубликована в № 4311 от 27.04.2017 под заголовком: Генпрокурору помогут сенаторы

Сенаторы могут помочь Генпрокуратуре в борьбе со следствием

Региональные элиты нуждаются в союзнике после громких арестов

Право выходить в суд с ходатайством об аресте подозреваемого должно принадлежать исключительно прокурору. Об этом заявил генпрокурор Юрий Чайка, выступая перед сенаторами с ежегодным докладом о состоянии законности. Сейчас такую инициативу часто берут на себя следственные органы, и суды идут им навстречу вопреки позиции надзорного ведомства. Как следует из доклада Чайки, в прошлом году прокуроры не поддержали 4877 ходатайств о заключении под стражу (3,8% от общего количества), отказ следователи получили только в 1,2% случаев.

Отвечая на вопросы сенаторов, Чайка обрушился с резкой критикой на следственные органы. По его словам, за последние 2,5 года было зафиксировано 6700 случаев незаконного возбуждения уголовных дел и только в прошлом году принято 14 996 решений о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Сумма, на которую были удовлетворены материальные требования реабилитированных, составила почти 580 млн руб.

Юрий ЧайкаГенпрокурор России
Это ненормально, потому что от имени государства прокурор выступает. Именно он выполняет функции уголовного преследования, а не следователь. Следователь – это как бы рабочий инструмент в руках прокурора.

Одновременно Чайка поднимает вопрос о необходимости взять под прокурорский контроль проведение гласных оперативно-розыскных мероприятий (обысков, выемок и проч.) – по крайней мере тех, что проводятся в отношении бизнеса. В прошлом году число выявленных прокурорами нарушений в этой области увеличилось на 13,3% (с 1125 до 1928), а в отношении предпринимателей – на 31,9% (с 649 до 1062), подсчитали в Генпрокуратуре. И лишь в 20,3% случаев их результаты явились основанием для возбуждения уголовных дел. Прокуратура предлагает наделить ее правом согласования таких мероприятий, проводимых в отношении хозяйствующих субъектов, – по аналогии с режимом, действующим в отношении проверок (их сейчас санкционируют прокуроры). Это позволит предупреждать случаи использования сотрудниками правоохранительных органов своих полномочий для незаконного вмешательства в деятельность бизнеса, уверены в ведомстве.

Сенаторы Чайку услышали. Комитету по конституционному законодательству дано поручение проанализировать ситуацию. «Если необходимо, давайте вносить в законодательство предложения по расширению полномочий прокуратуры», – предложила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее словам, к началу осенней сессии от профильного комитета ждут проработанных предложений.

Сопредседатель центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Андрей Назаров вспоминает, что вопрос о расширении процессуальных и надзорных полномочий прокуратуры уже много раз поднимал экспертный совет при бизнес-омбудсмене, такие предложения включались в его доклады. «И есть такое ощущение, что наконец дело сдвинулось», – говорит он.

Последние аресты глав регионов – шок для элит, объясняет политолог Михаил Виноградов внезапное появление у Чайки нового союзника. В сложившихся условиях в генпрокуроре они склонны видеть противовес репрессивному тренду, что логично вытекает из функций надзорного ведомства. «Взаимовыгодный союз без взаимных обязательств», – резюмирует эксперт.

malligor
16:39 27.04.2017
То что руководитель надзорного ведомства требует для себя и своих подчиненных больших полномочий, вполне понятно и объяснимо с обывательских позиций, но не с точки соблюдения баланса государственных интересов. Откуда черпают свои кадры Прокуратура и СК? Может в разных странах и условиях их воспитывают? Может в разных школах обучают? А ведь нет! Все как один выпускники российских юридических ВУЗов. Да и возглавляют территориальные подразделения СК за редким исключением бывшие прокурорские работники. Сам Александр Иванович Бастрыкин тому ярчайший пример. Так каким же образом так быстро поменялась юридическая школа? А может сегодняшних руководителей следствия плохо в Прокуратуре учили, или в СК ушли самые безграмотные, а в прокуратуре одни гении остались? Наверное ответ все-таки в другом! В корпоративных интересах надзорного ведомства. Хотят они, видишь ли, быть царицами морскими, а все остальные чтоб в услужении. Абсолютно прав Генеральный прокурор когда говорит, что процент отмененных постановлений о возбуждении уголовных дел выше, чем во времена прокурорского следствия. Верните прокурору его прежние полномочия и все будет ровно,,, процент сразу упадет! Только причиной этому будет не повышение уровня законности, а искусственное поддержание авторитета Прокуратуры через соблюдение корпоративных интересов (в том числе и экономических, чего уж греха таить, они у всех есть). Теперь о несогласии следствия и суда с позицией прокурора при избрании меры пресечения. Два процента это в пределах статистической погрешности. Только не надо кричать, что ее не может быть там, где затрагиваются права человека. Здесь речь идет об оценке обстоятельств, подлежащих учету при принятии решения о мере пресечения, а она (оценка) дело субъективное. Так что удивляет низкий процент несогласия, а не его наличие.Да и негоже прокурору судебное волеизъявление ограничивать. Поэтому такой консенсус мнений прокурора, следствия и суда подтверждает наличие единой (и надо сказать достойной) российской юридической школы. Нельзя обойти стороной права предпринимателей. Складывается впечатление, что если ты не бизнесмен, то и прав никаких не имеешь. Будто все ветви власти заменили себе идолов и богов на оракула, кующего монету! Граждане законодатели и правоприменители! В любом относительно развитом обществе господ коммерсантов (без учета наемной силы конечно) не более 7 процентов. Честь им и хвала, что они такими уродились, только копейку без простого люда им точно не заработать, а делают это они, пользуясь материальными и нематериальными благами, созданными всем обществом. Да уж и жуликов среди предпринимателей предостаточно, ибо имеют природное предрасположение к риску. Уважая и поддерживая творцов капитала, обращаю внимание, что законы под сословия творить - дело не богоугодное и для Отечества вредное! Это вам любой начинающий юрист скажет (кроме одного высокопоставленного). Ну и про ОРД! Она есть предмет гостайны потому, что если о ней все все знают, то она уже не оперативная и не разыскная. Так и хочет прокуратура руководить процессами, причем всеми: и следствием, и орд, и экономикой, и госуправлением. Уважаемые законодатели! Дайте прокурорам право согласовывать ваши регламенты! И круг замкнется. К величайшему преудовольствию надзирающих, на Б.Дмитровке выстроится очередь по Некрасову. А все потому, что руководить и надзирать - процессы разные. Надзирать - следить за законностью через призму имеющихся (надо сказать вполне достойных) государственных полномочий. А вот руководить - принимать решения по выполнению действий для достижения поставленных целей. Цели, как и полномочия (набор действий), определены законами о деятельности того или иного органа, включая субъектов ОРД. Так что, уважаемые прокуроры, не пытайтесь выполнять чужую работу и подменять собой судебные органы, вам и своей работы хватает, причем самой государственно важной. Хотелось бы верить, что высший законодательный орган страны при оценке выступлений и принятии решений будет исходить из основополагающих принципов права, а не корпоративных интересов отдельных ведомств!
00
Комментировать