Пребывание чиновников в черном списке ограничат двумя годами

Минтруд уточнил порядок ведения реестра подозреваемых в коррупции
В течение двух лет после увольнения чиновник также должен спрашивать разрешения на трудоустройство в коммерческую организацию, находящуюся в сфере его прежних профессиональных интересов, напоминает Шуманов/ Андрей Гордев/ Ведомости

Министерство труда подготовило проект постановления правительства о создании реестра чиновников-коррупционеров. Документ опубликован в четверг на портале проектов нормативных актов. Срок присутствия в нем нарушителей предложено ограничить двумя годами. При этом поручение президента Владимира Путина предписывало создать такой черный список чиновников «в целях недопущения в дальнейшем их поступления на госслужбу».

Третьи лица не узнают

Информацию о характере действий чиновника, которые вызвали утрату доверия и увольнение, третьим лицам передавать не планируется. Об этом говорится в проекте правительственного постановления.

Постановление правительства нужно для исполнения закона о реестре чиновников-коррупционеров, принятого этим летом. Согласно закону правительство должно определить порядок ведения реестра, включения и исключения из него чиновников. В законе нет деталей, касающихся реестра, лишь сказано, что в него должны быть включены служащие разного уровня, уволенные в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения.

Речь не о коррупционерах в широком смысле слова, а о тех, кто уволен за недостоверное декларирование доходов, неурегулирование конфликта интересов, ведение предпринимательской деятельности или распределение госконтрактов в пользу родственников, поясняет заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл – Россия» Илья Шуманов. Есть риск, что при последующем трудоустройстве нарушитель может скрыть причину увольнения, так как сведения о дисциплинарных взысканиях в трудовую книжку не вносятся, говорилось в пояснениях к законопроекту при его внесении в Госдуму. Двухлетний срок размещения сведений в реестре установлен в целях обеспечения единообразия подходов к размещению соответствующих данных: на тот же срок включается информация в реестры недобросовестных поставщиков и недобросовестных участников аукционов (согласно Земельному кодексу), сказано в ответе Минтруда на запрос «Ведомостей».

Тот же срок установлен и в качестве «периода остывания» – в течение двух лет после увольнения чиновник должен спрашивать разрешения на трудоустройство в коммерческую организацию, находящуюся в сфере его прежних профессиональных интересов, напоминает Шуманов. Но в случае с нарушителями такой срок не совсем оправдан: когда бы ни было совершено коррупционное правонарушение, будущий работодатель – государство или коммерческая компания – должен иметь возможность узнать и проанализировать эту информацию, считает эксперт. В условиях, которые предлагает Минтруд, человек уже через два года сможет вновь вернуться на госслужбу и продолжить, например, раздавать госконтракты родственникам, предупреждает Шуманов. Впрочем, большинству чиновников-нарушителей попадание в реестр вообще не грозит – они успевают уволиться по собственному желанию.

Реестр чиновников-коррупционеров частично будет находиться в открытом доступе: на портале «Госслужба» по фамилии, имени и отчеству человека можно будет получить реквизиты акта о его увольнении в связи с утратой доверия и наименование органа или организации, в которой он служил. В этом смысле реестр будет полезен и государству, и обществу, но для общественного контроля этих данных недостаточно, сетует Шуманов: для точной идентификации человека нужно хотя бы описание совершенного им нарушения, ведь нельзя исключать, что полные тезки могут служить в одном и том же органе.