МИД засекретил доходы своих руководящих сотрудников

Генпрокуратура нарушений в этом не видит
МИД недостаточно открыт/ Евгений Разумный / Ведомости

Руководитель центра антикоррупционной политики партии «Яблоко» Сергей Митрохин обратился к министру иностранных дел Сергею Лаврову с призывом привести в соответствие с Конвенцией ООН против коррупции порядок публикации сведений о доходах высокопоставленных сотрудников министерства. По действующим правилам декларации в открытом доступе публикуют только заместители министра и руководители бюджетных учреждений, действующих при МИДе. Около 40 руководителей департаментов, включая и официального представителя МИДа Марию Захарову, отчитываются о доходах непублично, эти данные доступны только работодателю и контрольным органам, но это неправильно, уверены в «Яблоке».

Пресс-служба МИДа переадресовала «Ведомости» к разделу сайта, где опубликован утвержденный в 2014 г. перечень должностей, замещение которых подразумевает публикацию деклараций. Генпрокуратура не рассматривает скрытность МИДа как нарушение: в соответствии с указом президента ведомство самостоятельно определяет перечень чиновников, сведения о доходах которых подлежат публикации, следует из ответа помощника генпрокурора Валерия Волкова на обращение представителя «Яблока». И в соответствии с утвержденным перечнем должность директора департамента не предусматривает обязанности публиковать свои декларации.

Действительно, указом президента руководителям федеральных органов поручено определять, занимающие какие должности чиновники должны публично отчитываться о доходах, говорит заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл – Россия» Илья Шуманов. Но они делают это не совсем самостоятельно, добавляет он: приказом Минтруда от 7 октября 2013 г. № 530н определены требования к таким должностям. И там говорится, что в подобный перечень включаются должности федеральной госслужбы из категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты», если их замещение в соответствии с указом президента № 557 связано с коррупционными рисками. Согласно этому указу подобные риски возникают при «осуществлении постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций». Получается, заключает эксперт, что утвержденный МИДом перечень все-таки не отвечает установленным антикоррупционным требованиям. Он также не совпадает с практикой большинства ведомств – например, на сайте Минкомсвязи или Минтранса доступны декларации руководителей департаментов и даже управлений.

Не делают секрета из доходов руководителей среднего звена даже силовые ведомства – Минюст, Следственный комитет и Генпрокуратура. Зато списки ФСБ и ФСО составлены по той же схеме, что и в МИДе: публичны только сведения о доходах руководителей служб и их заместителей.