Оборонные расходы большинства крупных экономик мира вырастут к 2021 году

Но это не коснется России и, вероятно, других стран-экспортеров
Рост военных расходов в странах НАТО до 2% ВВП вряд ли станет причиной сколь-нибудь заметного их увеличения в России, говорит чиновник Минобороны/ Pavel Golovkin / AP

Сложная военно-политическая ситуация может увеличить военные расходы к 2021 г. у 58 из 71 страны, имеющей крупный оборонный сектор, говорится в отчете PwC «Перспективы глобальной обороны». Большинство стран НАТО в ближайшие пять лет, вероятно, смогут довести эти расходы до 2% ВВП, как это рекомендовано последними саммитами альянса. Этому будет способствовать экономический рост европейских экономик, несмотря на то что наиболее крупные из них неохотно идут на увеличение военных трат. Их рост в предстоящие годы, говорится в отчете, в значительной степени компенсирует падение в 2012–2016 гг. в таких крупнейших экономиках, как США и Великобритания, а также в развивающихся – Бразилии, Индии и Турции.

Но несмотря на рост угроз, оборонные бюджеты многих стран все еще находятся под жестким давлением, пишут исследователи PwC. Обвал нефтяных цен привел к сокращению военных расходов в нефтезависимых странах. Если ситуация на нефтяных рынках не улучшится, такие страны, как Саудовская Аравия, не смогут удерживать расходы на оборону на текущем уровне.

Оборонный бюджет США, который составляет примерно половину глобальных расходов на оборону, снова начал расти, отмечает PwC. Если в 2016 г. он увеличился всего на 1,7% до $611 млрд, то в наступившем 1 октября новом финансовом году они могут вырасти уже до $700 млрд.

Десятка лидеров по военным расходам по отношению к ВВП в 2016 г. – арабские страны, за исключением Израиля и России, которая заняла 7-е место с 5,32% ВВП и общей суммой $69,2 млрд. Председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин оценивал эти расходы России более скромно – в 4,4% ВВП (в статье в журнале «Вопросы экономики»), расходы по разделу «Национальная оборона» (подавляющая часть, но не все оборонные траты) составили 3,9% ВВП. Тогда Россия занимала бы в рейтинге не 7-е, а 11-е или 12-е место. Согласно проекту федерального бюджета до 2020 г. расходы на национальную оборону уменьшатся до 2,5% ВВП с 3,1% в 2017 г.

PwC пользуется оценками стокгольмского института SIPRI, который применяет специфическую методику, традиционно завышающую российские расходы, говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Так, стоимость одинаковых по назначению российских платформ (танки, самолеты и др.) считается равной западной, хотя обычно они дешевле. Представитель PwC не смог вчера вечером прокомментировать расхождение в данных.

Но эксперты PwC фиксируют верные тенденции, в том числе необходимость сокращать военные расходы для стран, зависящих от цен на нефть, – в первую очередь на закупку вооружений, говорит Пухов. У России есть и другая причина сокращать расходы: серийные закупки большинства дорогостоящих платформ завершаются и в следующей госпрограмме вооружений – до 2025 г., которую должны принять до конца года, – они будут ниже, отмечает эксперт.

Рост военных расходов в странах НАТО до 2% ВВП вряд ли станет причиной сколь-нибудь заметного их увеличения в России, говорит чиновник Минобороны. Контрмеры против развертывания новых сил НАТО в Восточной Европе носят ограниченный характер и стоят дешевле, чем кампания в Сирии, отмечает он.