Почему едва не сорвалось назначение нового директора NASA

Сумеет ли Джеймс Брайденстайн отправить человека на Марс и прекратить финансирование МКС без ущерба для американской космической программы
13-й директор NASA – Джеймс Брайденстайн/ MARK WILSON / GETTY IMAGES NORTH AMERICA / AFP

В минувший понедельник к присяге приведен 13-й директор NASA – Джеймс Брайденстайн. Ему предстоит создать пилотируемую станцию на окололунной орбите, подготовить еще одну высадку американцев на Луну, отправку человека на Марс, а с 2025 г. лишить МКС финансирования из бюджета NASA, но сделать так, чтобы станция не закрылась.

Брайденстайна еще не назначили, а он уже вошел в историю. Он стал первым конгрессменом и политиком во главе NASA. Первым руководителем, назначенным после самого длинного в истории NASA периода межвластия: его предшественник Чарльз Болден покинул ведомство 20 января 2017 г., в первый день президентства Дональда Трампа. Наконец, Брайденстайн в отличие от предшественников, которые, как правило, избирались единогласно, был утвержден конгрессом с минимальным преимуществом: 50 голосов против 49. Еще накануне голосования исход был не ясен. Все демократы высказались против Брайденстайна. Некоторые республиканцы колебались. Положение спас вице-президент Майкл Пенс, уговоривший республиканцев Марко Рубио от Флориды, где находится Космический центр им. Джона Ф. Кеннеди, и Джеффа Флейка из Аризоны проголосовать «за», сообщает USA Today.

Претензий к Брайденстайну у демократов по большому счету четыре. Он не работал в космической отрасли и не был связан с крупными научными исследованиями космоса. Не имеет опыта управления крупными организациями. Не признает роли человека в глобальном потеплении, между тем NASA тратит много ресурсов на исследование этого процесса. А еще он против однополых браков и скептически относится к защите прав ЛГБТ, представители которого наверняка есть среди десятков тысяч работников NASA.

Пресс-служба Белого дома парировала, что все время работы в конгрессе Брайденстайн много занимался космосом, состоял в профильном комитете и стал одним из ярых защитников интересов NASA. Журнал Space News в 2015 г. даже включил его в список «пяти космических лидеров, оказавших самое большое влияние на отрасль». За скобками осталось то, что его взгляды на космос во многом совпадают с мнением Трампа.

Гонки на самолетах

Брайденстайн родился 15 июня 1975 г. в штате Мичиган и еще в детстве увлекся авиацией и космосом. Он стал пилотом ВМФ, налетал более 1900 часов, совершил 333 посадки на палубу авианосца на самолете дальнего радиолокационного обнаружения E-2C Hawkeye и истребителе-бомбардировщике F-18 Hornets, участвовал в операциях в Афганистане и Ираке.

В 2006 г. в журнале Popular Science он прочитал о стартапе Rocket Racing League. Тот собирался проводить кольцевые гонки вроде NASCAR, только для реактивных самолетов, вспоминал Брайденстайн на страницах газеты г. Талсы (Оклахома) Greater Tulsa Reporter. На экранах пилоты и зрители видели виртуальные трехмерные круги, через которые должны пролетать самолеты.

Брайденстайн перерыл интернет в поисках информации, потом принялся засыпать Rocket Racing League письмами и названивать им: «Я пилот ВМФ, они в курсе, что у меня нет достаточно денег для таких операций. Поэтому они не выражали особого интереса в допуске меня к гонкам в первом же сезоне». По оценкам Брайденстайна, самолет стоил $1,2 млн, организация шоу – около $3 млн. Но он не унывал, сколотил команду из инженера из Lockheed Martin, бывшего механика NASA и коллеги – пилота ВМФ и без ложной скромности окрестил ее Bridenstine Rocket Racing: «Мне сказали – присылай нам 500 баксов, мы одобрим заявку твоей команды на участие». После этого Брайденстайну удалось встретиться с руководством Rocket Racing League и убедить его, что боевой пилот придаст стартапу солидности.

Брайденстайн рассказывал, что продал четыре принадлежавших ему дома в Калифорнии и ранчо в Неваде, чтобы в 2006 г. купить пакет акций Rocket Racing League. The New York Times (NYT) утверждает, что он увидел возможность войти в новый спорт на ранней стадии и неплохо на этом заработать. В 2012 г. в декларации об имуществе Брайденстайн оценивал свою долю в Rocket Racing League в диапазоне $50 001–100 000, пишет Daily Beast.

Пилот – беда для музея

В июле 2009 г. Rocket Racing League привлекла $5,5 млн инвестиций. Но похвастаться какими-то успехами не могла. Стартап не провел ни одного соревнования, хотя грозился начать серию гонок еще в 2007 г. Брайденстайн к тому времени уволился из ВМФ и работал директором Музея авиации и космонавтики Талсы. Он был основан в конце прошлого века рядом с местным международным аэропортом, занимает сейчас 1800 кв. м, владеет редкими самолетами, открыл планетарий и ведет образовательные курсы для школьников и студентов.

Брайденстайн убедил руководство Rocket Racing League организовать первые гонки в Талсе. В феврале 2010 г. его музей объявил, что станет партнером шоу, во время которого будут соревноваться два самолета, один из которых пилотирует команда Брайденстайна.

И когда в 2012 г. Брайденстайн избирался в конгресс, и когда в 2017 г. проходили слушания по его кандидатуре в NASA, эту историю вовсю использовали для его дискредитации. Ни до ни после музей Талсы ни разу не связывался с подобными шоу, перечисляет Daily Beast. Заявлено оно было как этап «всемирного тура», хотя не то что всемирного, но даже по США никакого тура не было – Rocket Racing League провела одно-единственное выступление. Средства музея были вложены в проект компании, акционером которой был директор этого самого музея. При выручке в год около $1 млн музей вложил в проект $372 000. В финансовом отчете он не указал, что потратил деньги на шоу, включив эти расходы в графу «прочие прямые издержки». Инвестиции музей не окупил, получив убыток в $20 000.

Год проведения гонок стал провальным для музея. Если за два года до этого он показал прибыль в $73 000, то под руководством Брайденстайна его финансовые показатели ухудшались, и в 2010 г. убыток составил $308 000. Брайденстайн по-разному объяснял это на слушаниях в конгрессе по поводу своей кандидатуры в NASA, обращает внимание Daily Beast. То он говорил о бумажных потерях из-за снижения стоимости активов, то утверждал, что у музея был ряд «больших, больших проектов», но под них были финансовые резервы. В том числе «была попытка купить списанный спейс-шаттл, который стал бы частью музея», но сделка сорвалась.

Справится ли такой руководитель с федеральным агентством, у которого 18 000 штатных сотрудников, 60 000 внештатных и бюджет почти в $20 млрд, риторически вопрошали противники Брайденстайна.

Из музейщиков в конгрессмены

Из музея Брайденстайн уволился в августе 2010 г., через считанные месяцы после шоу. По официальной версии, ему пришлось уйти, так как он понадобился ВМФ, в резерве которого числился. Правда, одновременно с ним ушли еще два сотрудника, им же нанятые, – финансовый директор и директор по маркетингу. Они к резерву армии никакого отношения не имели, отмечает Daily Beast. Источник издания утверждал, что отставок требовал совет директоров. Директор по маркетингу позже работал с Брайденстайном в конгрессе и переходит на работу в NASA, утверждает издание.

Rocket Racing League прекратила свое существование в 2014 г., не проведя больше ни одной гонки. Но Брайденстайн к тому времени уже нашел себе новую работу, связанную с космосом. Он ударился в политику, связался с Чайной партией и в 2012 г. стал членом палаты представителей от Оклахомы. Брайденстайн посвятил себя комитету по науке, космосу и технологиям и комитету по вооруженным силам. «Многие американцы и члены конгресса не в курсе, как важен космос для нашей обычной жизни, – говорил Брайденстайн The Washington Post. – Многое в нашей жизни зависит от космоса. Общение. Навигация. Производство еды и энергии. Банковские операции».

Допустил частный капитал к космосу

Пентагон и разведслужбы все больше беспокоятся, что космос станет новым полем битвы, а спутники, на которых основана мощь США, на это не рассчитаны и крайне уязвимы, отмечает The Washington Post. В 2007 г. Китай сбил на испытаниях свой старый метеорологический спутник ракетой. А у России, как подозревают американцы, есть на орбите спутник для создания помех работе других спутников. Брайденстайн уверен, что лекарство от этого – запуск в космос множества небольших спутников вместо нескольких дорогих и использование мощностей, арендуемых у коммерческих спутников. Такое количество объектов на орбите просто физически трудно вывести из строя, пишет The Washington Post.

Брайденстайн так же, как и Трамп, выступает за активное привлечение коммерческих компаний к деятельности госагентств и освоению космоса. Space News писал, что, как председатель подкомитета по науке, он оказывал давление на Национальное управление океанических и атмосферных исследований, чтобы в своих прогнозах оно ориентировалось не только на государственные спутники, но и на данные частных компаний. В мае 2015 г. он написал поправку, упростившую Пентагону покупку у частных компаний услуг по передаче данных через спутник.

Брайденстайн попытался снять коллизию в законе, кто должен контролировать запуски коммерческих компаний. За коммерческие спутники связи отвечает Федеральная комиссия по связи, за спутники дистанционного зондирования – Национальное управление океанических и атмосферных исследований, а «нетрадиционные» запуски оказались в правовом вакууме. Например, кто должен одобрить частный запуск миссии на Луну или Марс? По негласной договоренности этим занимается Федеральное управление гражданской авиации США. В июне 2015 г. Брайденстайн написал поправку, увеличивающую финансирование этого управления. При этом агитировал за то, чтобы урезать полномочия чиновников при регулировании частных космических компаний, и выступал за запуск грузов и космонавтов NASA силами коммерческих компаний.

NASA Возвращается к корням

В 1958 г., когда создавалось NASA, его задачей было освоение космоса. Благодаря этому оно смогло за 10 лет отправить человека на Луну, объяснял Брайденстайн The Washington Post. Но с тех пор NASA благодаря конгрессменам и президентам стало «мастером на все руки». Оно занимается множеством вещей, от проектов по топливной эффективности автомобильных двигателей до медицины: «Мы хотим переориентировать NASA на то, что изначально оно должно было делать, – освоение космоса».

Ради этого в апреле 2016 г. Брайденстайн представил парламенту American Space Renaissance Act – законопроект о космическом ренессансе в Америке. «Друзья, для нас это такой же важный момент, как [запуск] Sputnik, – сказал он, проводя аналогию с первым искусственным спутником Земли, сделавшим СССР лидером космической гонки. – Америка должна всегда быть выдающейся космической державой». Его предложения заняли 110 страниц. В частности, это приоритет проекта по высадке американцев на Марс, создание совета директоров NASA, учреждение фонда директора NASA в $250 млн, который он может распределять по собственному усмотрению, увеличение закупок у коммерческих операторов связи и дистанционного зондирования Земли, в том числе для военных целей, создание системы слежения и очистки от космического мусора.

Помощь от разведчиков

Перерасход средств при создании космических телескопов – известная ахиллесова пята NASA. «Хаббл», например, должны были запустить в 1983 г. и обойтись $400 млн. В реальности его запустили в 1990 г., вложив $4,7 млрд. Телескоп WFIRST, который планировалось вывести на орбиту в середине 2020-х гг., изначально стоил не более $2 млрд. Потом NASA заявило, что не превысит планку в $3,2 млрд. Но в ноябре прошлого года признало, что, скорее всего, понадобится $3,9 млрд. Отчасти проект подкосил подарок Национального управления военно-космической разведки США. WFIRST планировался с 1,2-метровым зеркалом, но коллеги из разведки подарили 2,4-метровое зеркало, оставшееся от незапущенного шпионского спутника. Из-за этого потребовалось внести изменения во всю конструкцию. Но если NASA и откажется от WFIRST, без нового телескопа не останется. Вскоре на орбиту должен отправиться телескоп им. Джеймса Уэбба. Его начальная стоимость – $2,5 млрд, планировавшаяся дата запуска – 2010 г. Сейчас бюджет вырос до $9 млрд, а запуск ожидается в 2019 г.

Брайденстайн честно заявил: он не надеется, что законопроект пройдет. Его цель – «пробудить интерес и начать дискуссию», по итогам которой отдельные его пункты могли войти в законы о космосе. В марте 2017 г. Трамп подписал закон о бюджетных ассигнованиях на нужды космонавтики (NASA Transition Authorization Act). На своей странице на сайте конгресса Брайденстайн перечислял, что из его предложений туда попало. NASA позволено определять максимальный размер возможных убытков при неудачном запуске и устанавливать требования по страхованию, что может удешевить запуски. Закон предполагает, что будет пересмотрена концепция и технология борьбы с космическим мусором. NASA поручено придумать источники финансирования МКС после того, как к концу 2024 финансового года оно перестанет напрямую финансировать станцию. В законе декларируется поддержка программы Venture Class Launch Services, когда государственные спутники запускаются коммерческими носителями.

В ногу с Трампом

В руки журналистов Politico попала прошлогодняя переписка сторонника Трампа, бывшего спикера палаты представителей Ньюта Гингрича и консультанта NASA Чарльза Миллера. «Предположим, что мы получим Брайденстайна в руководители (скрестим пальцы), нам нужен будет его зам в NASA, который станет его опорой и у которого есть навыки/силы, которые компенсируют слабость Брайденстайна», – предупреждал Миллер. У Брайденстайна, по его мнению, нет «существенных знаний и опыта в области того, как работает NASA», а также «глубоких технических знаний аэрокосмических систем».

Кампания по назначению Брайденстайна шла нелегко. В какой-то момент Брайденстайн, как обнаружил CNN, занялся даже уничтожением всего, что могло быть использовано против него. Например, удалил относящиеся к его избирательной кампании в конгресс аккаунты в Facebook, YouTube и Twitter, страницу в Facebook, которую вел как конгрессмен, и ряд других записей. Среди его высказываний действительно можно найти спорные. Например, в 2013 г. он заявил, что средняя температура на Земле перестала расти уже 10 лет назад, что противоречит данным, собранным в том числе NASA.

Брайденстайн не отрицает, что климат меняется. В сентябре 2017 г. он комментировал поручение коллег министерству обороны выяснить, как потепление отразится на работе военных баз: «В Арктике происходят изменения, которые влияют на ВМФ. Лед в Арктике исчезает» (цитата по сайту NASAWatch). Вот только человек тут ни при чем, цитирует его CNN: «Изменение мирового климата, если и впрямь существует, коррелирует с активностью Солнца и циклами океана. Во время средневекового климатического оптимума с 800 по 1300 г. н. э., задолго до машин, электростанций или индустриальной революции, на Земле было теплее, чем сейчас. Во время малого ледникового периода с 1300 по 1900 г. н. э. было холоднее. Ни один из этих периодов не был вызван активностью человека. Я хочу сказать, что меняется климат. Он всегда менялся».

Это его убеждение не только совпадает с позицией Трампа. Оно поможет Брайденстайну искренне отстаивать изменения, которые Трамп хочет внести в бюджет NASA.

Как сэкономить на МКС

Бюджет NASA на 2019 г., который сейчас обсуждает конгресс, составляет $19,9 млрд. Это на $370 млн больше, чем утвержденный депутатами в конце прошлого года бюджет NASA на 2018 г., отмечает NYT.

В 2010 г. Обама подписал директиву о национальной космической политике. В середине 2020 г. планировался пилотируемый полет на астероид, к середине 2030-х – пилотируемая миссия на Марс. В декабре прошлого года Трамп переписал эту директиву. Вместо астероида США пошлют космонавтов на Луну, потом займутся полетом человека к Марсу и станут лидерами в пилотируемых полетах в Солнечной системе. В проекте бюджета NASA-2019 более половины средств, $10,5 млрд, отведено на подготовку пилотируемых полетов. Зато предлагается отменить проект космического телескопа WFIRST, образовательную программу и пять климатических миссий, собирающих данные в том числе для мониторинга мирового потепления, например исследующую действие атмосферных аэрозолей, облачность и океанические экосистемы PACE.

Но администрация Трампа планирует, что бюджет NASA до 2023 г. будет каждый год составлять $19,6 млн, пишет NYT. То есть из-за инфляции возможности NASA будут ежегодно сокращаться. Чтобы не потерять лидерство, США планируют опираться на частные космические компании и снижать госиздержки. Один из вариантов – сэкономить на МКС.

Еще при Обаме была гарантирована финансовая поддержка МКС до конца 2024 г. Но ресурс станции, скорее всего, будет продлен до 2028 г., сообщает CBS News. США заявили, что заинтересованы в продолжении работы МКС, но с 2025 г. не собираются тратить на нее государственные деньги. Планируется, что в 2019 г. NASA получит $150 млн на поиск новых источников финансирования для МКС. Один из вариантов – снабдить ее оборудованием и даже новыми модулями, которые станут использовать коммерческие фирмы, например фармацевтические. На орбите были даже эксперименты по производству оптоволоконного кабеля, который в условиях невесомости получается куда качественнее. Но Брайденстайну предстоит решить нелегкую задачу. Сейчас на поддержание работы МКС у NASA уходит $3–4 млрд в год.