Минюст готов покончить с автономными третейскими арбитрами

С точки зрения юридического ведомства, они незаконны
Большинству НКО, пытавшихся подтвердить статус арбитра, не удалось пройти жесткий фильтр Минюста/ Максим Стулов / Ведомости

Совет по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте во вторник отказал в рекомендации еще двум организациям, претендовавшим на право создавать постоянно действующие арбитражные учреждения. С 1 ноября 2017 г., когда завершился переходный этап реформы системы третейского разбирательства, рассматривать такие споры могут лишь постоянно действующие арбитражные учреждения, получившие разрешение правительства. До сих пор получить его удалось лишь четырем организациям, при этом две – Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при ТПП – действуют на основании закона и только две получили разрешение по рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. В Минюсте предпочитают говорить о постоянном функционировании 13 третейских судов – с учетом региональных отделений этих организаций. Большинству НКО, пытавшихся подтвердить статус арбитра, не удалось пройти жесткий фильтр Минюста, но ведомство это не беспокоит. «Пока мы не видели, что не хватает арбитражных учреждений, говорить, что случился какой-то коллапс, у нас оснований нет», – сказал «Ведомостям» замминистра юстиции Денис Новак.

Во вторник автономным НКО по урегулированию предпринимательских споров «Независимый арбитр» и «Центр анализа теории судебной методологии» также не удалось заручиться рекомендацией совета. Особенно много вопросов у его членов оказалось к бывшему председателю арбитражного третейского суда Москвы Алексею Кравцову: несмотря на все ограничения, сайт организации продолжает предлагать услуги в области третейского разбирательства.

Кравцов не скрывал, как ему удалось обойти недавно введенные ограничения: он перешел в формат работы ad hoc (не требующий лицензии арбитраж, созданный для рассмотрения конкретного спора). Это неудобно, но деваться некуда. «Восемь лет я вынашивал этого ребенка, а теперь мне говорят, что я должен от всего отказаться», – возмущался Кравцов. В созданную им ассоциацию автономных третейских судов вошли 96 бывших третейских судов. Они с нетерпением ждут, чем закончится разбирательство, признался он. Сам Кравцов безуспешно обращался за рекомендацией пять раз.

«То есть вы признаете, что фактически прикрываете этой схемой работу институционального арбитража?» – спросил замминистра юстиции Михаил Гальперин. «Это не схема, это законно прописанный метод», – возразил Кравцов. Закон предусматривает деятельность автономных арбитров, напомнил он. Но коллегия таких судей работает на постоянной основе, настаивал Гальперин. «Я 13 лет проработал в ОБЭПе и знаю, что такое 171-я статья [о незаконном предпринимательстве]», – обиделся Кравцов.

Но рекомендации он так и не получил. «В федеральном законе говорится, что имеет значение прежде всего репутация организации. На это ориентируются члены совета», – объяснил такое решение Новак. По его словам, правительство подготовило поправки, предусматривающие меры противодействия существующей практике, когда администрирование деятельности третейских судов на постоянных началах производится под видом суда ad hoc, что, по мнению Минюста, является обходом закона.