Российские чиновники считают, что в стране пыток нет
В комитете ООН остались недовольны ответами России о соблюдении Конвенции против пыток
Российская делегация в четверг ответила на вопросы, поставленные комитетом ООН против пыток накануне, в первый день отчета России о соблюдении Конвенции против пыток. Входящие в делегацию чиновники и силовики заявили, что нашумевший факт избиения заключенного в ярославской колонии подтвердился, но ни один из других подобных случаев не нашел подтверждения.
Так, начальник Главного управления Генпрокуратуры по надзору за следствием Валерий Максименко сообщил, что не подтвердился факт пыток в петербургском СИЗО предпринимателя Валерия Пшеничного, которого нашли повешенным, хотя версия доведения до самоубийства проверяется. Не подтвердились также пытки в колонии активиста Ильдара Дадина и преследование гомосексуалов в Чечне, отметил прокурор. Но расследование пыток в ярославской колонии будет доведено до суда и строгое наказание коснется всех виновных, «невзирая на чины», пообещал руководитель российской делегации - замминистра юстиции Михаил Гальперин: это должно стать сигналом о недопустимости нарушения законов в этой сфере.
3258 человек
Он также сказал, что ФСИН намерена проинспектировать все колонии, в том числе на наличие видеофиксации. Правда, председатель комитета ООН Йенс Модвиг отметил, что наличие видеозаписи из ярославской колонии не доказывает эффективность видеофиксации: она была сделана год назад, а видеонаблюдение эффективно, когда по нему сразу же проводится расследование.
В то же время Гальперин подчеркнул, что Россия с большим вниманием относится к механизму выплаты компенсаций жертвам пыток и уже подготовлен законопроект, который установит компенсационный механизм в связи с ненадлежащими условиями содержания не только в колониях, но и в местах предварительного заключения и учреждениях органов внутренних дел. До конца 2018 г. законопроект должен поступить в Госдуму, пообещал замминистра: «Если компенсации будут кардинально отличаться от тех, которые есть в ЕСПЧ, то поток жалоб туда будет большой. Поэтому для нас важно, чтобы компенсационный механизм заработал в России».
«Ведомостям» Гальперин пояснил, что в России уже есть механизм компенсаций за длительность судебного разбирательства, а новый законопроект установит механизм обращения в российский суд за компенсацией в связи с нарушением условий содержания в исправительных учреждениях и процедуру рассмотрения заявления: «Когда заключенный может обратиться в национальный суд, нельзя сказать, что будут мало присуждать, потому что, если будут мало присуждать, все будут продолжать идти в ЕСПЧ». Это «заготовка Минюста», полагает пресс-секретарь российского Комитета против пыток Иван Жильцов: «Важнее было бы создать некий стандарт компенсаций, поскольку сейчас за жестокие пытки можно получить компенсацию всего в 30 000 руб., а за менее страшные случаи – 300 000 руб. Такой стандарт выплат есть у ЕСПЧ».