Уполномоченному России в ЕСПЧ разрешат торговаться с заявителями

В случаях, когда исполнить решение суда по их жалобе объективно невозможно
Уполномоченному России в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) добавят новых функций/ Christian Lutz / AP

Уполномоченному России в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) добавят новых функций, следует из проекта указа президента, опубликованного на портале раскрытия информации. Поправки в положение об уполномоченном корреспондируют с реформами, проводимыми в самом суде, актуализируют деятельность уполномоченного в связи с изменением используемых ЕСПЧ механизмов, а также позволят более оперативно и эффективно разрешать жалобы российских граждан и исполнять вынесенные судом постановления, говорится в пояснительной записке к документу.

Согласно проекту уполномоченный самостоятельно ведет переговоры об урегулировании дел по жалобам против России (сейчас он делает это по согласованию с заинтересованными органами госвласти). Кроме того, у него появится возможность урегулирования вопросов исполнения уже вступивших в силу решений ЕСПЧ. Она предусмотрена для случаев, когда буквально исполнить решение суда уже невозможно по объективным причинам, объясняет руководитель аппарата уполномоченного Андрей Федоров: например, заявитель добился признания права на ремонт в квартире, но за прошедшее с подачи жалобы время дом успели снести. В этом случае заявитель вполне может удовлетвориться денежной компенсацией, а Россия – отчитаться об исполнении соответствующего решения.

В поправках также уточняются функции уполномоченного по совершенствованию российского законодательства с учетом правовых позиций ЕСПЧ: по действующей редакции он обеспечивает взаимодействие федеральных и региональных властей при исполнении ими постановлений суда, включая принятие мер общего характера, направленных на устранение допущенных нарушений. Предлагаемые Минюстом поправки оставляют за уполномоченным лишь подготовку с учетом практики ЕСПЧ рекомендаций «о принятии компетентными госорганами возможных мер по совершенствованию законодательства». На самом деле именно такова сложившаяся практика, объясняет Федоров: Минюст доводит до заинтересованных ведомств позицию ЕСПЧ, а от них уже исходит инициатива по исправлению выявленных проблем.

Главный редактор журнала «Бюллетень ЕСПЧ» Юрий Берестнев отмечает, что нежелание ведомств признавать недостатки регуляторики, равно как и нехватка у Минюста административного ресурса, – это те причины, по которым решение многих системных проблем затягивается на годы, а то и десятилетия. Предлагаемая правка отражает статус-кво, считает политолог Алексей Макаркин: с одной стороны, есть необходимость минимизировать число проигранных дел – и это работа уполномоченного. С другой – Россия явно не готова заимствовать европейские практики так же активно, как в 1990-е гг. и даже в нулевые. Даже если не брать в расчет возможную перспективу выхода из Совета Европы, которая технически связана с отказом России платить взносы в ПАСЕ, мы все больше отгораживаемся от Европы, добавляет эксперт: наиболее отчетливо это продекларировал в недавней статье председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, заявивший о необходимости соответствовать национальной идентичности.