Рейтинг Владимира Путина перестал быть неуязвимым

Президент теперь точно так же, как вся власть, отвечает за ухудшение жизни людей
Владимир Путин перестал быть полностью доверенным лицом населения /Максим Стулов / Ведомости

Первый после Нового года опрос ВЦИОМа показал, что падение рейтинга Владимира Путина продолжается: ему доверяют 33,4% респондентов, а 29 декабря 2018 г. было 36,5%. Это минимум с января 2006 г. – даты, с которой на сайте ВЦИОМа доступны данные опросов. До осени прошлого года минимум (37,4%) был в разгар массовых протестов в декабре 2011 г.

Одобряет деятельность президента гораздо большая доля, но и тут она снижается – 62,1% против 64,6% 29 декабря. Это не минимум – в августе 2013 г. было 59%.

Минимума достиг электоральный рейтинг «Единой России» – 33,8% против 35,6% 29 декабря; 25 ноября он опускался до 33,9%. Предыдущий минимум был также зафиксирован во время протестов декабря 2011 г. – 34,4%.

Рейтинги власти падают с середины июня 2018 г., с объявления о повышении пенсионного возраста. Год назад, в разгар президентской кампании, доверие к Путину испытывали 57,2% респондентов, к началу июля – 45,4%, а осенью оно стабилизировалось на уровне 35–37%.

ФОМ тоже зафиксировал небольшое снижение: Путину доверяют 57% (55% в конце декабря). Цифры выше, так как ФОМ спрашивает о доверии именно Путину, а ВЦИОМ предлагает респондентам самим называть фамилии. Доля тех, кто считает, что президент работает хорошо, в опросе ФОМа снизилась с 62 до 60%; и резко – с 61 до 70% – выросла доля людей, которым за последний месяц приходилось слышать критику власти.

Среди главных причин – выросший в начале года НДС и рост тарифов, объясняет социолог ФОМа Григорий Кертман: «Кроме того, кто-то подводит итоги года и вспоминает пенсионную реформу. У людей длинные каникулы, они много общаются, шансов услышать критику становится больше. Сыграли оба этих фактора».

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил «Ведомостям», беспокоит ли Кремль новое падение доверия к Путину.

Кто виноват

Никакого обрушения уровня доверия нет, есть медленный процесс снижения, стартовавший после пенсионной реформы: с тех пор были незначительные колебания, но с тенденцией к снижению, поясняет гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: «Нет хороших новостей, которые бы говорили, что жизнь меняется к лучшему. После нескольких лет кризиса были ожидания, что будут расти зарплаты, пенсии, а реальностью оказался рост цен и плохие новости вроде пенсионной реформы и санкций». В Новый год обычно у людей настроение поднимается, но сейчас этого не произошло, не было импульса к повышению социального самочувствия, констатирует социолог: «У людей мало денег, они даже на празднование Нового года потратили на 1000 руб. меньше, чем в прошлом году, и не потому, что цены не выросли, а потому, что есть беспокойство за будущее».

ВЦИОМ задает открытый вопрос о доверии к политикам, без вариантов ответа, кто-то просто не считает Путина политиком, к ним часто негативное отношение, подчеркивает Кертман: «Рейтинги могут пойти вверх, как это произошло в 2014 г. после крымских событий. Обычно рейтинги не идут долго в одном направлении».

Минимальное доверие к Путину отмечается только в открытом вопросе и в индексах, где респондентам предлагают список политиков, а в вопросе об одобрении значения намного выше, подчеркивает политолог Александр Пожалов: «Есть системные и ситуативные причины снижения рейтингов власти. Ситуативно они упали из-за высоких инфляционных ожиданий, противоречий между заверениями власти, что доходы растут, и той картиной, которую видят люди на местах. Потенциал снижения рейтингов из-за роста цен не исчерпан, скоро люди получат новые платежки за ЖКХ, а к весне начнется новый рост цен на бензин».

Среди системных же причин эксперт называет общее разочарование в социальном характере государства и способности власти обеспечить быстрые видимые улучшения: «Президентская кампания не была использована для откровенного разговора со страной о том, какие проблемы стоят и почему они требуют непопулярных решений, – так власть заложила основу для быстрого разочарования общества». Есть угроза, что после пенсионной реформы население начинает адресовать претензии непосредственно президенту, а не нижестоящим властям, растет отчуждение части общества от власти и слабеют надежды на власть и президента, замечает Пожалов.

Крымский фактор перестал оказывать сильное влияние на рейтинги, а электоральный рейтинг Путина все равно довольно высоко, считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. За последний год было несколько этапов снижения показателей: выход из избирательный кампании, непопулярные реформы и говорить о начале нового этапа с нового года пока рано, уверен эксперт. Вряд ли в снижении показателей виноваты только социально-экономические причины, скорее происходят и ценностные изменения, но все равно остается вопрос, насколько они необратимы, заключает Костин.

Происходит разбожествление Путина, раньше он был над превратностями судьбы рядового россиянина, приносил славу и величие, а сегодня частично рассматривается как человек, который отвечает за проблемы, на него переносится и негатив, который есть в отношении правительства, считает политолог Николай Петров. После политического кризиса 2011–2012 гг. и до Крыма рейтинги продолжали падать, напоминает он: «Финт с Крымом изменил ситуацию, добавив 20 пунктов Путину. Постепенно рейтинги у всех начали снижаться, а у Путина это началось только после президентских выборов, резкое падение произошло после пенсионной реформы».

Что делать

Нужно принимать решения, которые покажут людям, что их жизнь меняется к лучшему, считает Федоров: «Пока у большинства людей прогноз негативный, а в таком случае действия властей воспринимаются с недоверием».

Перед президентскими выборами социология показывала, что россияне ждут от Путина, чтобы он занимался социально-экономическими вопросами страны, напоминает Пожалов: «В повестке президента выросло число внутренних мероприятий, поэтому в 2019 г., возможно, он будет действовать как фактически реальный глава правительства». Сейчас стоит задача нивелировать вызванный пенсионной реформой негатив в восприятии социальной политики государства, считает эксперт: «Для этого у власти есть в запасе громкие меры из арсенала социальной справедливости, которые в 2018 г. впервые начали публично обсуждаться даже официальными либеральными экономистами, – вроде повышения НДФЛ на высокие доходы. Но чтобы такие меры подействовали, они должны быть объявлены быстро, может быть, в ближайшем послании». «Еще одна важная задача – превратить губернаторов-технократов в публичных политиков с высоким личным рейтингом, которые могли бы удержать общественное недовольство», – считает Пожалов. А вот внешняя политика вряд ли сработает на рост рейтингов, поскольку народ хочет от президента, чтобы он уделял внимание ситуации внутри страны, заключает эксперт.

Постоянная поддержка Путина – это 45–47%, ситуативно он может притягивать к себе большее число избирателей, говорит Костин: «Главное – не прозевать точку необратимости. Вряд ли повышению рейтингов всерьез поспособствуют методы из 1990-х гг. вроде смены правительства, повышения социальных выплат, частичная отмена непопулярных решений. А для дальнейшего прогнозирования электоральных результатов нужна не только социология, но и другие инструменты вроде анализа поисковых запросов, медиапотребления и т. д.».

Петров добавляет: «Тут для власти поворотная точка, которая требует предпринять героические усилия, чтобы поддержать уменьшающуюся легитимность Путина, – люди перестали клевать на Сирию, им нужны улучшения внутри страны». Можно делать хорошую картинку, меняя главу Росстата, но обмануть людей непросто – они видят, что их доходы падают, подчеркивает эксперт: «Второй выход – закрутить гайки. Кремль должен определиться со стратегией, потому что это может повлиять и на события 2024 г. С такими рейтингами можно жить дальше, но вот предпринимать серьезные действия по трансформации режима сложно: рейтинг падает в глазах не только простых людей, но и элит».