Для оценки работы чиновников одной системы KPI недостаточно

Показатели эффективности нужны, но как их использовать – пока не до конца понятно
Любой чиновник, в отличие от работников коммерческих организаций, кроме достижения KPI сталкивается с многочисленными ежедневными поручениями, которые с KPI никак не связаны/ Андрей Гордеев / Ведомости

Близкий к Кремлю Экспертный институт социальных исследований провел в четверг круглый стол, на котором сотрудники института и приглашенные эксперты обсудили перенесение в госуправление практик корпоративного управления и задались вопросом о том, почему показатели эффективности (KPI) вызывают многочисленную критику.

По мнению и. о. директора НИИ «Восход» Макара Германа, в первую очередь это связано с тем, что после введения KPI все занимаются только их достижением, а потом все забывается и чиновники начинают «жить по-прежнему». KPI в том или ином виде устанавливают все время – были одни майские указы, сейчас другие, губернаторов оценивают по 15 показателям, напомнил политтехнолог Дмитрий Гусев: «Губернатор пытается достигать KPI, а народу он не нравится – означает ли это, что власть достигает KPI, или нет? Важнее KPI должны быть рейтинги власти, т. е. нравится ли людям то, что делает власть в их регионе».

Предшественником KPI было управление по целям, когда ставились конкретные задачи и оценивался результат, а KPI – более сложная система, отметила эксперт в области внедрения систем управления Ольга Кружкова: «В данном случае достигается более сложный результат, если говорить о государстве, то это благополучие. При этом можно взять 50 индикаторов и по одним благополучие есть, а по другим – нет. Поэтому важно определить необходимые индикаторы и постоянно их отслеживать».

Любой чиновник, в отличие от работников коммерческих организаций, кроме достижения KPI сталкивается с многочисленными ежедневными поручениями, которые с KPI никак не связаны, и многие задаются вопросом, что же в таком случае делать, добавил Герман: «На госслужбе мы не можем внедрять ту систему мотиваций, которая есть в корпорациях, – прежде всего материальную. Выход из этого – вводить публичную отчетность чиновников и ответственность за достигаемый результат, а также выстраивать для них понятные карьерные лестницы. Сейчас же у региональных чиновников понимания по реализации их амбиций нет: они понимают, как расти в отделе или управлении, но что дальше, особенно когда один политический период сменяет другой?» По мнению Гусева, исходя из итогов региональных выборов 2018 г. для кандидатов в губернаторы должен быть установлен дополнительный фильтр – например, чтобы человек имел опыт работы в исполнительной власти региона.

В декабре 2018 г. президент установил своим указом 15 показателей для оценки эффективности губернаторов. Среди них, в частности, уровень доверия к президенту и губернатору в регионе, численность занятых в малом и среднем бизнесе, реальная среднемесячная зарплата, объем инвестиций, уровень бедности, качество окружающей среды.

Политические KPI нужны, так как у системы есть желание сравнивать и сопоставлять управление в регионах, губернаторы должны знать, что за ними наблюдают, их сравнивают и важно не быть в числе последних, говорит политолог Михаил Виноградов: «С другой стороны, понятно, что KPI нужны в условиях системы, где понятна цель – в бизнесе это получение прибыли. Что является целью региональной политики – вопрос философский, и ответ на него до конца не сформулирован: это могут быть и правильные выборы, и социальная стабильность, и самодостаточность региона. KPI должны исходить из целей, а цель публично не провозглашена и не предъявлена».