Россия лидирует по количеству неисполненных решений ЕСПЧ
Но количество закрытых дел оказалось рекорднымКомитет министров Совета Европы (КМСЕ) отчитался об исполнении решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за 2018 г. Россия, согласно данным Комитета министров, продолжает оставаться лидером по числу неисполненных решений: их 1585. Следом идут Турция (1237), Украина (923) и Румыния (309).
Сумма присужденных по делам против России компенсаций, которые должны выплатить российские власти, в минувшем году составила 13,115 млн евро, лидерство по этому показателю Россия уступила только Албании, которой предстояло выплатить 13,453 млн евро.
Комитет министров отмечает рост исполнительной дисциплины стран: в прошлом году он закрыл (т. е. признал исполненными) в общей сложности 2705 дел, включая рекордное количество дел из России (385), а общее количество решений, ожидающих исполнения, находится на самом низком с 2006 г. уровне. Тем не менее, предупреждают авторы доклада, сохраняются и проблемы в осуществлении конвенции на национальном уровне – такие, например, как отсутствие политической воли в некоторых случаях.
Сумма присужденных России выплат ниже, чем в позапрошлом году (тогда было 14,6 млн евро), но вот число выплат с просроченным дедлайном за год выросло более чем втрое – с 50 в 2017 г. до 159 в 2018 г. По словам руководителя правозащитной группы Международная «Агора» Павла Чикова, проблемы с выплатой компенсаций традиционно начинаются в августе – сентябре, потому что запланированные в бюджете средства к этому времени заканчиваются, а для получения новых нужно, чтобы Минюст направил запрос в МИД, а тот, в свою очередь, запросил дополнительные ассигнования у Минфина.
Минюст в докладе по итогам деятельности за 2017 г. (самая свежая информация, опубликованная на сайте министерства) сообщает, что в 2017 г. выплатил более 900 млн руб.
Выплаты денежных компенсаций осуществляются, как правило, в установленные конвенцией сроки, разъяснила пресс-служба Минюста. Отдельные задержки в большинстве случаев связаны с несвоевременным предоставлением заявителями реквизитов банковских счетов или с отсутствием такой информации. Что же касается отдельных дел, находящихся на контроле КМСЕ свыше пяти лет (таких, согласно отчету, 147), то это обусловлено спецификой процедуры оценки КМСЕ тех или иных мер, принимаемых национальными властями для разрешения соответствующей ситуации, объясняют в Минюсте: серьезные структурные проблемы требуют принятия выверенных комплексных решений.
С точки зрения КМСЕ, исполнение решения ЕСПЧ подразумевает не только выплату материальной компенсации, но и – в некоторых случаях – принятие мер общего характера, направленных на изменение причин, которые привели к нарушению прав человека, особенно если это нарушение регулярно повторяется.
В числе таких дел, потребовавших принятия дополнительных мер, авторы доклада выделяют дело Российской консервативной партии предпринимателей, которая еще в 2004 г. пожаловалась в ЕСПЧ на возможность снятия политической партии с выборов, если один из ее кандидатов на этих выборах был исключен (добровольно или нет) из избирательного списка партии.
Такая норма была признана неконституционной российским Конституционным судом еще до вынесения решения ЕСПЧ и в действующее законодательство уже внесены необходимые коррективы, радуются в Страсбурге.
Из общего массива решений, принятых в 2018 г., в Страсбурге выделяют как особо важные решения по жалобам «Беркович и другие против России» – в деле речь идет о долговременном запрете на выезд из страны лиц, ранее допущенных к государственной тайне, «Волокитин и другие против России» – здесь речь идет об отсутствии в России эффективной процедуры выкупа облигаций советского займа 1982 г., несмотря на признание действующими властями обязательств бывшего СССР, а также по жалобе политика Алексея Навального на неадекватность закона о митингах, который не способен обеспечить эффективные правовые гарантии от произвольного вмешательства в право на свободу собраний.
Адвокат Дмитрий Аграновский говорит, что от российских властей практически невозможно добиться пересмотра приговора или исправления ущербного закона – даже когда необходимость такого восстановления нарушенного права прямо вытекает из решения ЕСПЧ. У него нет юридического объяснения происходящему, но есть культурологическое: власть считает, что она должна выглядеть сильной. А в ее понятие авторитета входит в том числе и невозможность на него пожаловаться, считает Аграновский, по ее мнению, признание судом собственных ошибок каким-то образом умалит авторитет судебной власти. Хотя на самом деле, если система признает ошибки, это работает как раз на ее авторитет. «Наши власти так боятся показать свою слабость, что выглядят весьма слабыми», – заключает Аграновский.
В январе этого года ЕСПЧ опубликовал отчет за 2018 г., из которого следует: Россия остается крупнейшим поставщиком жалоб и лидером по числу проигранных властями дел, опережая с большим отрывом Турцию, Украину и Румынию. Рекордное число решений было вынесено в 2018 г. в связи с нарушением статьи Европейской конвенции о запрете пыток, среди наиболее типичных для России нарушений также отсутствие средств эффективной правовой защиты и несправедливое судебное разбирательство.