В России хотят принять закон о компенсациях за тяжелые условия ареста

Это может сократить поток жалоб на условия в СИЗО в Европейский суд
Минюст пообещал заключенным закон о компенсациях за нарушение условий содержания/ Наталья Шарапова / Ведомости

Законопроект о компенсациях за ненадлежащие условия содержания под стражей может быть внесен в Госдуму в ближайшие недели. Об этом сообщил в понедельник уполномоченный России при Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) Михаил Гальперин, выступая на курсах повышения квалификации Европейского учебного института и Совета Европы. По его словам, правительство близко к завершению работы над документом, устанавливающим национальный механизм компенсаций заключенным, пострадавшим от нарушения условий содержания в местах лишения свободы или при перевозке.

По аналогии с законом о компенсациях за волокиту и неисполнение судебных решений, подготовленным Минюстом, законопроект призван решить проблему, которую ЕСПЧ признал системной для российской пенитенциарной системы еще в постановлении 2012 г. по делу «Ананьев и другие против России». Предполагается, что жалобы осужденных будут рассматриваться в порядке Кодекса административного судопроизводства (КАС), уточнил Гальперин. Это означает, что не осужденным придется доказывать, что с ними плохо обращались сотрудники исправительных учреждений, а администрациям учреждений обосновывать факт отсутствия нарушений.

Пакет поправок в КАС, закон о содержании под стражей и Уголовно-исполнительный кодекс Минюст подготовил еще в 2015 г., однако процесс согласования со смежными ведомствами этих законодательных актов затянулся. В законопроекте (опубликован на портале раскрытия информации) говорится, что заключенные имеют право обратиться в суд за компенсацией в случае «необеспечения предусмотренных настоящим федеральным законом условий их содержания под стражей». Размер компенсации устанавливается с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины со стороны органов государственной власти. При этом присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения, уточняют авторы законопроекта. Кроме того, в течение полугода с момента вступления закона в силу обратиться за компенсацией в национальный суд могут россияне, уже написавшие жалобы в ЕСПЧ. Российские власти при этом оставляют за собой возможность иска в порядке регресса к чиновнику, ставшему виновником нарушения.

Между тем пыточные условия в СИЗО и тюрьмах остаются одним из самых распространенных поводов для обращений россиян в ЕСПЧ. Как рассказала руководитель отдела секретариата суда Ольга Чернышова, в январе этого года на его рассмотрении находилось 3404 жалобы на условия содержания и транспортировки заключенных, из них 2772 поступили в прошлом году. Если вспомнить, что всего на рассмотрении суда в прошлом году находилось 11 750 российских жалоб, то получается: на условия содержания за решеткой жаловались более четверти от общего числа обратившихся в ЕСПЧ россиян.

Руководитель международной практики правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев говорит, что сама по себе идея компенсации за плохие условия содержания за решеткой хорошая. Проблема в том, что российские власти часто видят в таких законах лишь способ ограничить число жалоб в ЕСПЧ. Сейчас за волокиту и неисполнение решений суда назначают такие маленькие компенсации, что ЕСПЧ все равно приходится рассматривать такие жалобы. Так, подтвердившийся факт неисполнения судебного решения российские суды оценивают в 5000–10 000 руб., в то время как ЕСПЧ присуждает 1500–2000 евро.

На самом деле такой закон может послужить своего рода фильтром, замедляя и усложняя процедуру обращения россиян в Страсбургский суд. Может быть, заявителей в ЕСПЧ даже станет поменьше, но поток жалоб не прекратится, рассуждает эксперт. Проблему, связанную с условиями содержания заключенных, такая мера вряд ли решит, предупреждает Коротеев. Все-таки нужно подумать о том, чтобы меньше сажать в СИЗО или сажать на более короткие сроки, говорит он, приводя в пример суды штата Калифорния. Они просто запретили брать под стражу новых обвиняемых и подозреваемых в случае отсутствия свободных мест.