Россия меняет стратегию посткрымских арбитражных разбирательств с Украиной

Москва отправит представителей даже в те суды, чьей юрисдикции по этим делам не признает
Сейчас арбитраж в Гааге рассматривает претензии Украины к России/ Permanent Court of Arbitration

Россия обжаловала два решения международного арбитража в Гааге по искам украинских заявителей и в будущем намерена принимать участие даже в спорах, по которым не признает юрисдикцию этого органа. Об этом заявил в пятницу министр юстиции Александр Коновалов. Ранее Россия не посылала своих представителей на эти процессы, напомнил он, но сейчас решено изменить стратегию: «Россия по-прежнему считает арбитражи не имеющими компетенции в данной части, но будет принимать участие в процессах, которые Украина и другие страны уже инициировали или могут инициировать в международных арбитражных судах. Мы видим, что в отношении России идет полномасштабная юридическая война, и далеко не всегда добросовестными способами. И это требует более жесткого противостояния, в том числе на ранних этапах».

Сейчас арбитраж в Гааге рассматривает претензии Украины к России относительно прав на прибрежные воды Черного и Азовского морей, а в 2015–2017 гг. туда было подано еще семь заявлений от украинских компаний. В мае 2018 г. арбитраж вынес первое решение по искам 18 украинских компаний, присудив им $159 млн, а в апреле 2019 г. обязал Россию выплатить «Укрнафте» $44,4 млн.

Россия не участвовала в процессе, по итогам которого арбитраж в Гааге в июле 2014 г. обязал выплатить акционерам ЮКОСа $50 млрд, и лишь после ареста российских активов в ряде стран Москва смогла доказать в окружном суде Гааги, что арбитраж не имел компетенции принимать этот иск к рассмотрению, поскольку он базировался на положениях не ратифицированной Россией Европейской энергетической хартии. Похожую позицию Москва заняла и в спорах с Украиной: Киев апеллирует к межправительственному соглашению от 27 ноября 1998 г., но в случае с Крымом, до 2014 г. находившимся под юрисдикцией Украины, ни о каких украинских инвестициях в российскую экономику речи не идет, считают в России. Однако в октябре 2018 г. федеральный суд Швейцарии подтвердил право гаагского арбитража рассматривать по существу подобные иски.

Очевидно, что прежняя стратегия осторожного выжидания отложена, поскольку не вполне отвечает интересам государства, полагает адвокат Константин Добрынин: «Я не раз говорил, что главный недочет в работе российских органов власти по искам экс-акционеров ЮКОСа – это весьма низкий уровень координации усилий, а также кулуарный и хаотичный способ принятия стратегически значимых решений в закрытом административном режиме». Необходимо создать отдельный механизм – возможно, в виде специально уполномоченного госоргана или спецпредставителя, принимающего ответственность за управление подобными рисками, считает эксперт: этот орган, вероятно, должен быть наделен полномочиями координировать работу всех иных органов, к компетенции которых относятся возможные юридические и финансовые последствия.