Задержанных за разбой сотрудников ФСБ проверяют на причастность к другим преступлениям

ФСБ – главная из силовых структур, но даже она не может доминировать над другими, считает эксперт
Арест разбойников из ФСБ может бросить тень на всю главную российскую спецслужбу/ Андрей Гордеев / Ведомости

Московский гарнизонный военный суд в пятницу отправил под стражу пять сотрудников ФСБ, а еще двоих – под домашний арест, сообщил «Интерфакс». Их имен и должностей суд не назвал, но, по данным агентства «Росбалт», под домашним арестом оказались два сотрудника Центра специального назначения ФСБ, а под стражей – два оперативника управления «К» (курирует банковскую сферу) Службы экономической безопасности ФСБ и еще три спецназовца. Всем им вменяют разбой в составе организованной группы в крупном размере (ч. 4 ст. 162 УК), им грозит до 15 лет лишения свободы.

2 июля ФСБ сообщила, что совместно с МВД задержаны «военнослужащие органов ФСБ, причастные к хищению денежных средств, принадлежащих частному предпринимателю». На запрос «Ведомостей» ФСБ не ответила.

Как рассказал «Ведомостям» собеседник в правоохранительных органах, задержанных подозревают в том, что в ходе инсценированного ими 10 июня обыска в банке «Металлург» они завладели 136 млн руб., принадлежавших московскому предпринимателю. По словам другого человека в правоохранительных органах, сотрудники спецслужб получили по 6,5 млн руб., а остальное досталось их наводчику из банка, который, по данным Telegram-канала Mash, был задержан в пятницу сотрудниками ФСБ. Задержанные считали, что принесенные бизнесменом деньги «грязные» и банк намерен их отмывать, поэтому за их изъятие сотрудникам спецслужб ничего не будет, поясняет собеседник «Ведомостей». Но деньги оказались легальными, а их владелец подал заявление в полицию. Когда сотрудники угрозыска установили обидчиков бизнесмена, делом занялось Управление собственной безопасности ФСБ, которое и провело операцию по задержанию.

По словам источника, близкого к правоохранительным органам, задержанные также привлекались к проведению обысков по ряду резонансных дел, во время которых исчезала часть конфискуемых денег, в том числе у бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко, полковника ФСБ Кирилла Черкалина и у фигурантов дела о реконструкции правительственных резиденций. Существуют подозрения, что они тоже к этому причастны, но обвинений им пока не предъявлено, говорит собеседник. Есть также подозрения, что задержанные сотрудники представляли собой неформальную службу безопасности арестованного в конце июня за незаконный вывод средств за границу экс-председателя совета директоров банка «Европейский экспресс» Олега Кузьмина, добавляет еще один человек, близкий к правоохранительным органам.

Арест такой группы, да еще и по такой статье, – это позорная страница для спецслужбы, особенно с учетом того, что четверо из них были бойцами антитеррористических управлений «А» (известна как «Альфа») и «В» («Вымпел»), говорит человек в спецслужбах. Но важно, что их в конце концов задержали, а не стали «заметать мусор под ковер», считает он.

Эта тенденция характерна для всех силовиков: чем выше их роль в целом, тем больше соблазн использовать свои прерогативы в частных интересах, говорит политолог Алексей Макаркин. ФСБ – это, конечно, главный орган в современной системе силовых структур, но даже он не может доминировать над другими, считает эксперт. Эта система сдержек и противовесов пришла из советских времен, где НКВД довольно быстро потерял роль начальника над всеми силовиками, и все еще неплохо работает, резюмирует Макаркин.