Чем занималась Госдума в весеннюю сессию

Депутаты приняли много социальных законов, но больше запомнились закручиванием гаек
Образ Госдумы в глазах россиян остается неоднозначным/ Андрей Гордеев / Ведомости

В ходе завершившейся в четверг весенней сессии Госдумы было рассмотрено немало социальных законопроектов, призванных хотя бы частично сгладить негативный эффект от одобренной депутатами в 2018 г. пенсионной реформы. Но запомнилась сессия громкими инициативами, связанными с новыми ограничениями прав граждан, и международными скандалами.

Самое заметное

Всего за полгода было принято 325 законов, сообщил по завершении сессии председатель Думы Вячеслав Володин, и 280 из них «направлены непосредственно на улучшение качества жизни, на решение проблем людей, защиту прав граждан». Многое из принятого было сделано во исполнение послания президента парламенту.

Так, депутаты приняли закон, гарантирующий, что размер ежемесячной доплаты пенсионеру до прожиточного минимума не подлежит пересмотру в связи с индексацией пенсий. Заемщики, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получат право на ипотечные каникулы на срок до полугода, а семьи, где родился третий ребенок, – 450 000 руб. на погашение ипотеки. Кроме того, Дума увеличила выплаты на первого и второго ребенка для семей, чей подушевой доход не превышает двух прожиточных минимумов, и приняла законопроект, закрепивший понятие паллиативной медицинской помощи.

Куда более заметными оказались внутриполитические инициативы самих парламентариев. Одними из самых резонансных стали внесенные сенатором Андреем Клишасом и его коллегами законопроекты о регулировании интернета и СМИ. В частности, был одобрен закон о «суверенном рунете», наделивший Роскомнадзор полномочиями определять правила маршрутизации интернет-трафика российских операторов. Не обошлось и без ограничения прав граждан. В 2018 г. Дума одобрила президентскую инициативу о частичной декриминализации ст. 282 УК в части репостов экстремистских материалов. Но на смену этой норме тот же сенатор Клишас предложил другие – о наказании за оскорбление госвласти и за публикацию фейковых новостей. За это теперь предусмотрены штрафы от 30 000 до 1,5 млн руб. и ускоренная блокировка интернет-ресурсов.

Отметилась Дума и на международном фронте, причем и позитивом, и негативом. С одной стороны, россияне вернулись в Парламентскую ассамблею Совета Европы, добившись снятия всех ограничений. С другой – именно депутаты невольно стали виновниками громкого скандала, разразившегося после того, как коммунист Сергей Гаврилов занял кресло спикера парламента Грузии во время Межпарламентской ассамблеи православия. В ответ на протесты грузинской оппозиции президент Владимир Путин приостановил воздушное сообщение с Грузией. А когда грузинский телеведущий оскорбил в эфире самого Путина, за него вступилась уже Дума, предложив ввести в отношении Грузии экономические санкции, но президент эту инициативу не поддержал.

Наконец, несколько раз Дума напомнила о себе заявлениями Володина о необходимости поправить Конституцию для улучшения баланса ветвей власти. В частности, он предложил разрешить Думе участвовать в консультациях по формированию правительства. Собеседники «Ведомостей» в Госдуме и люди, близкие к администрации президента, расценили это как возможную подготовку общественного мнения к внесению в Конституцию и более существенных изменений.

Самое важное

Представители оппозиции согласны, что думский негатив запоминается лучше позитива.

Так, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов считает, что с точки зрения соответствия интересам граждан и актуальности социальных проблем палата пока работает на тройку: «Почему правительство и большинство «Единой России» поддерживают только те меры, на которые прямо указывает глава государства? И при этом игнорируют другие профильные инициативы, которые также соответствуют запросам граждан». «Мы всегда принимаем социальные законы, но запоминаемся скандалами, потому что в этом журналисты виноваты», – говорит зампред Думы от ЛДПР Игорь Лебедев. Очевидно, что после принятия законов о «пенсионном ограблении» и увеличении НДС была попытка смягчить их последствия, поэтому были приняты новые социальные инициативы, но накал они не снизили, полагает коммунист Юрий Афонин. В то же время продолжились попытки закрутить гайки на информационном поле, добавляет он.

Наибольшее внимание к работе парламента всегда привлекается в связи с громкими и дискуссионными законами, будь то вопросы регулирования интернета или инициативы типа возвращения курилок в аэропортах, говорит руководитель фонда ИСЭПИ, советник Володина, Дмитрий Бадовский: «Но содержательно в центре повестки этой сессии были все-таки социальные вопросы, что напрямую вытекало из логики послания. Поэтому Дума перешла на новый принцип работы, когда фактически принимаются не отдельные законы, а комплексные пакеты законов по различным блокам вопросов – например, по жилищной политике, демографии, поддержке семей. В результате эти проблемы должны решаться максимально полно и целостно». Инициированная Володиным конституционная дискуссия тоже была связана с социальной повесткой, уверен эксперт: «Он поставил вопрос так, что обеспечивать на практике нормы социального государства должны именно согласованные действия и дополнительные конституционные процедуры баланса исполнительной и законодательной власти».

Эффект от социальных инициатив незначительный, потому что, когда люди ощущают падение доходов, в обществе сохраняется социальная депрессия и точечные социальные законы картину не меняют, считает политолог Александр Кынев: «Общий тренд все равно негативный, в таких условиях это все неспособно реально изменить ситуацию. Отдельным депутатам из округов это может как-то помочь, но парламенту как органу – нет». А с точки зрения обывателя, скандальные инициативы гораздо больше бросаются в глаза и запоминаются сильнее, чем мало на что влияющие позитивные, добавляет эксперт.