Доказательств массовых беспорядков в Москве явно недостаточно, но силовиков это не остановит

К уголовной ответственности после протестной акции 27 июля привлекут более 10 человек, обещает следствие
Факт массовых беспорядков в Москве очевиден пока не всем, но подозреваемые у следствия уже есть/ Евгений Разумный / Ведомости

Следственный комитет России в четверг назвал имена первых трех фигурантов уголовного дела о массовых беспорядках, которое было возбуждено после прошедшей 27 июля в центре Москвы несогласованной протестной акции в поддержку оппозиционных кандидатов, не допущенных к сентябрьским выборам в Мосгордуму. В тот день было задержано, по данным правозащитного проекта «ОВД-инфо», 1373 человека, многие оштрафованы или арестованы по обвинениям в административных правонарушениях. Более 10 участников акции теперь могут быть привлечены и к уголовной ответственности – Следственный комитет утверждает, что располагает доказательствами их причастности к массовым беспорядкам. Речь идет о «принимавших наиболее активное участие в организации и проведении массовых беспорядков в центре столицы», сказано в сообщении ведомства.

Первые задержанные

Пять из них уже задержаны, сообщил Следственный комитет, однако в четверг были названы имена лишь троих: это Алексей Миняйло, Кирилл Жуков и Иван Подкопаев.

У Миняйло – волонтера избирательного штаба соратницы политика Алексея Навального Любови Соболь – в ночь на 1 августа был проведен обыск, сообщал «ОВД-инфо». По его данным, следственные действия были связаны с уголовным делом о массовых беспорядках и согласно постановлению, с которым ознакомили Миняйло, следствие считает его «возможно причастным» к совершению преступлений, предусмотренных сразу тремя из четырех частей ст. 212 Уголовного кодекса (УК) – об организации, участии и призывах к массовым беспорядкам. Какие именно действия Миняйло следствие посчитало преступными, пока не сообщается. Согласно его собственному сообщению в Twitter, он был задержан 27 июля в переходе на Трубной площади. Опубликованная фотография Миняйло из автозака не свидетельствует о том, что он участвовал в столкновениях с сотрудниками полиции, сам активист об этом также не сообщал.

Жукову предъявлено обвинение не только в участии в массовых беспорядках, но и по ст. 318 УК – о применении насилия в отношении представителя власти, сообщил 31 августа руководитель Международной «Агоры» Павел Чиков. На видеоролике, который опубликовал правозащитник, видно, как мужчина (возможно, Жуков) подошел к стоявшим в цепи сотрудникам Росгвардии и дотронулся рукой до подбородка одного из них.

Наконец, Подкопаева интернет-проект Mash называл человеком, у которого после задержания на акции 27 июля были изъяты нож, газовый баллончик и другие опасные для окружающих предметы. Однако на видео, опубликованном этим проектом на YouTube, лица задержанного не видно.

Перспективы следствия

Сейчас не очень понятно, что именно собираются инкриминировать фигурантам этого дела, говорит Чиков: в постановлении о возбуждении уголовного дела и об обысках содержится лишь набор общих фраз, но с акцентом на то, что это мероприятие было спланировано заранее, еще до 14 июля (в этот день прошли первые несанкционированные акции кандидатов в Мосгордуму). «В активе [у следователей], подтверждающем факт этих беспорядков, имеются пока урна, которая покатилась и не попала ни в кого, Жуков, который то ли дотронулся до шлема полицейского, то ли нет, и некий перцовый баллончик, который публике до сих пор не представлен – его явно ищут, но не факт, что нашли. Одним словом, будут высасывать из пальца и натягивать муху на глобус», – считает правозащитник. При этом десятки людей были избиты полицейскими, напоминает Чиков: сообщалось примерно о 80 людях, которые получили травмы разной степени тяжести и сейчас готовят заявления в Следственный комитет о должностных насильственных преступлениях.

По словам сотрудника правоохранительных органов, для расследования этих уголовных дел к оперативно-следственной группе прикомандировано более сотни сотрудников, чтобы закрепить доказательства по десяткам эпизодов. Он не исключил, что отдельные обвинения могут быть предъявлены и через много месяцев после событий, как это было во время болотного дела о беспорядках в мае 2012 г.

Мнение москвичей

За две недели протестных акций доля москвичей, знающих о приближении выборов в Мосгордуму, увеличилась почти на 10 процентных пунктов, показал второй опрос фонда «Петербургская политика» (результаты публикуются в пятницу): 29–31 июля об этом знали 74,8% опрошенных против 65,6% 20–22 июля. Осведомленность о протестах распространялась еще активнее: в конце июля о них знали уже 62,4% респондентов против 41,2%. Весьма значительной оказалась и доля москвичей, поддерживающих протесты (30,6%), хотя лишь 11,2% сказали, что готовы в них участвовать. Не поддерживают эти акции 37,7% опрошенных, или 49,6% из тех, кто заявил, что точно пойдет на выборы.

Большое количество задержанных 27 июля на совести как властей, так и организаторов акции, считают москвичи: 33,4% возлагают ответственность на чиновников мэрии, лично мэра, Росгвардию и полицию, а 39,7% винят организаторов, участников и провокаторов. Отвечая на вопрос, кто виновен в недопуске оппозиционных кандидатов к выборам, 29,3% опрошенных назвали самих кандидатов и их штабы.

Цифры опроса удивительны: из них следует, что протесты способствовали увеличению количества знающих о предстоящих выборах в Мосгордуму, но пропорция оценок «кто виноват?» и «что делать?» почти не изменилась, обращает внимание политконсультант Леонид Давыдов. И власть, и оппозиция могут интерпретировать цифры опроса в свою пользу: многие поддерживают протесты, но еще больше доля тех, кто их не одобряет, указывает Давыдов. «Если власть не будет метаться и все будет идти, как идет», то протесты через месяц закончатся вместе с выборным циклом, полагает эксперт. По его мнению, горожане сейчас оценивают, насколько власть уверена в себе. Эти протесты могут увеличить явку на сентябрьские выборы в Мосгордуму, допускает Давыдов, но на распределении голосов избирателей они существенно не отразятся.

Политолог Александр Кынев с такими выводами не согласен. Исследование «Петербургской политики» выглядит странно и похоже на пропаганду, считает он: его авторы исходят из того, что ничего больше происходить не будет и протестные настроения затихнут сами по себе. Но власть раз за разом генерирует новые раздражители для населения, поэтому не исключены события, которые подогреют протестную активность, полагает эксперт. А уже произошедшее очевидно повлияет на результаты выборов: явка ожидается низкая и особенно важна мобилизация конкретных групп, резюмирует Кынев.