Россия и Украина снова попробуют договориться об условиях газового транзита

До окончания действующего контракта осталось чуть более трех месяцев
До сих пор попытки предметно обсудить условия продления транзита оказывались безрезультатными/ Валерий Шарифулин / ТАСС

Завтра, 19 сентября, в Брюсселе состоится новый раунд трехсторонних переговоров Россия – Еврокомиссия – Украина об условиях продолжения транзита российского газа через территорию Украины после 2019 г. Россию представят министр энергетики Александр Новак и предправления «Газпрома» Алексей Миллер, Украину – министр энергетики Алексей Оржель и глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. Возглавит переговоры заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шефчович.

«Я уверен, что прогресс [в ходе переговоров] даст сильный положительный сигнал рынку и потребителям в преддверии зимнего сезона», – цитируются слова Шефчовича в сообщении Еврокомиссии. Предметом обсуждения в ходе встречи должны стать продолжительность будущего контракта, объемы транзита газа, тарифы на прокачку и возможность заключения нового соглашения в соответствии с правилами Евросоюза, говорится в сообщении.

Россия более сдержанна в ожидании завтрашних переговоров. «Не стоит ожидать от этой встречи каких-то конкретных договоренностей, безусловно, там нужно вести еще много кропотливой работы, – цитирует пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова «Интерфакс». – Это вопрос экономической целесообразности».

Представитель Минэнерго России не ответил на запрос «Ведомостей». В «Газпроме» и «Нафтогазе» комментировать переговорные позиции накануне встречи отказались.

Контракт на транзит газа между «Газпромом» и «Нафтогазом» заканчивается в декабре этого года, а его условия уже более пяти лет являются предметом судебных разбирательств и претензий, которые до сих пор не урегулированы. Учитывая, что прошлая итерация газового конфликта (перезаключение контрактов на рубеже 2008–2009 гг.) дошла до временного отключения транзита через территорию Украины, в этот раз с предложением стать независимым арбитром в переговорах выступила Еврокомиссия.

До сих пор попытки предметно обсудить условия продления транзита оказывались безрезультатными. Первая трехсторонняя встреча на уровне министров состоялась в июле 2018 г., в январе 2019 г. к переговорам впервые присоединился Алексей Миллер.

Каждый раз стороны подходили к переговорам с взаимоисключающими позициями. Кроме традиционных предметов спора – объемов транзита и срока контракта – в 2018 г. добавился еще один: решение Стокгольмского арбитража по встречным искам «Газпрома» и «Нафтогаза» о поставке и транзите газа. Оно обязывает «Газпром» выплатить «Нафтогазу» компенсацию в $2,56 млрд. «Газпром» это решение оспаривает. А российские чиновники всех уровней неоднократно подчеркивали, что продление действующих или заключение новых соглашений невозможно без урегулирования этого вопроса. Украинская сторона до сих пор так же жестко настаивала на выплате присужденной ей компенсации.

Представления об условиях нового контракта у сторон тоже пока оставались разными. По мнению Еврокомиссии, в интересах всех сторон было бы заключение долгосрочного соглашения. Речь идет о заключении операторского соглашения на прокачку до 90 млрд куб. м и обязательном бронировании (фактически условие «качай или плати». – «Ведомости») не менее 60 млрд куб. м в год на срок не менее 10 лет, говорил позднее директор по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрий Витренко. Украину это предложение устраивает.

Новак говорил, что Россия готова обсуждать продление контракта на год. «Мы за то, чтобы Украина покупала напрямую газ», – цитировал слова министра ТАСС. В течение года «Газпром», вероятнее всего, успеет завершить строительство «Северного потока – 2», сухопутного отвода от него (EUGAL) и продолжения второй нитки «Турецкого потока», что позволило бы в дальнейшем обсуждать транзит через Украину на других условиях.

Ожидания экспертов

Компромиссным вариантом мог бы стать среднесрочный контракт, например на пять лет, считает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Еще один пункт, по которому нужно будет договориться, – попадающие под условие «качай или плати» объемы. Если «Газпром» обязуется прокачивать через Украину 40–50 млрд куб. м газа ежегодно, при сохранении нынешних объемов экспорта в Европу «Северный поток» и «Северный поток – 2» будут загружены примерно на 70% даже после запуска второй нитки «Турецкого потока», говорит Маринченко. Вынесенное на прошлой неделе судебное решение по ограничению доступа к одному из двух отводов от «Северного потока» – газопроводу OPAL – увеличивает потребность «Газпрома» в транзите через Украину и, как следствие, – в заключении контракта, считает эксперт: «Но только если Москва не воспримет решение суда как давление и не пойдет на обострение».

Рассчитывать на прорыв в завтрашних переговорах и переход к согласованию деталей нового контракта было бы, пожалуй, чересчур оптимистично, считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова: «Вероятнее всего, стороны снова выложат на стол свои позиции и обозначат, что для них является предметом торга, а что – принципиальными условиями». Прогресс в Брюсселе возможен, если стороны перестанут объединять в один процесс споры по старым контрактам и обсуждение деталей нового соглашения.

О судьбе присужденного в пользу «Нафтогаза» штрафа договориться будет сложно, продолжает Маринченко. «Но наметившееся после обмена пленными потепление в отношениях дает надежду на то, что до конца года стороны все-таки подпишут контракты, которые не будут предметом постоянных судебных исков».

«Даже при наличии доброй воли с обеих сторон трех месяцев на заключение нового соглашения о транзите, скорее всего, будет мало, – рассуждает Белова. – Возможным решением было бы заключение временного соглашения на период с 1 января 2020 г. и до окончания переговоров, с привлечением независимого арбитра. Подобный механизм разрешения споров с целью сохранения "непрерывности транзита" предусмотрен нормами Энергетической хартии». Заключение временного соглашения может быть даже оптимальным вариантом: если Украина завершит создание независимого газотранспортного оператора, споры могут уйти сами собой: в долгосрочном транзитном контракте старого образца не будет смысла.

«Это будет первая встреча с представителями новой власти на Украине, поэтому никаких прорывов я не жду», – говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Пока вся риторика «Нафтогаза» и активное взаимодействие Киева с США свидетельствуют о курсе на прекращение транзита, обращает внимание Гривач.

Еще летом можно было констатировать, что переговорная позиция «Газпрома» гораздо сильнее, говорит аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Сергей Капитонов: «Однако сегодня, когда до сих пор не выдано разрешение Дании на «Северный поток – 2», а половина регулируемых мощностей газопровода OPAL заблокирована для «Газпрома», сохранение возможностей балансирования объемов через Украину приобретает важное значение для российского концерна». Даже с учетом сформированных в ПХГ запасов без продления транзита через Украину дефицит транспортных мощностей «Газпрома» в период пикового спроса зимой может доходить до 100 млн куб. м в сутки, подсчитал Капитонов. «С OPAL экспортные потоки еще можно было бы как-то балансировать, используя законтрактованный своими «дочками» СПГ на рынке, – говорит Капитонов. – Сейчас же, если настроиться на игру мускулами, придется резать контракты». Без штрафов «Газпром» может снизить поставки до минимальных объемов, прописанных в соглашениях, напоминает эксперт: «Но с репутационной точки зрения на фоне пуска новых экспортных трубопроводов это очень сомнительное решение».

Уверенность в своевременном запуске «Северного потока – 2» позволила бы «Газпрому» выиграть время и значительно укрепить переговорную позицию, рассуждает Капитонов. «Но позиция Дании, которая пока блокирует завершение строительства трубы, политически привязана к украинской истории, пусть официально это никто в Копенгагене никогда не признает», – считает Капитонов. Кроме того, осень на Балтике – период штормов. Даже с получением разрешения сейчас вероятность запуска новой трубы с 1 января была бы под большим вопросом.