Провластное большинство отдало оппозиции лишь четверть руководящих постов в Мосгордуме

На первом заседании столичного парламента оппоненты власти не были полностью едины
Коммунист Николай Губенко (слева) охотно уступил лидерство единороссу Алексею Шапошникову/ Сергей Киселев / АГН «Москва»

Мосгордума снова стала местом для дискуссий, но делиться властью с оппозицией, получившей в думе 20 из 45 мест, «Единая Россия» не намерена. Таковы главные итоги прошедшего в четверг первого заседания столичного парламента, избранного 8 сентября.

Заседание открыл старейший депутат – коммунист Николай Губенко, который пожелал коллегам, чтобы они старались «в пылу политических баталий сохранить свою душу». Попытки представителей «Яблока» Сергея Митрохина и Дарьи Бесединой начать работу с обсуждения вопроса о прекращении репрессий против участников московских протестов Губенко пресек, пояснив, что и сам хотел поднять этот вопрос, но рассматривать его, согласно регламенту, следует в конце заседания.

Одним из первых пунктов стало избрание председателя гордумы. Кандидатуру единоросса Алексея Шапошникова, возглавлявшего предыдущую гордуму, предложили 26 депутатов, в том числе Губенко и депутаты от «Справедливой России» Магомет Яндиев и Александр Соловьев (все трое избраны при поддержке «умного голосования» Алексея Навального). Он призвал коллег не политизировать работу думы и стоять на страже интересов москвичей: «Нам предстоит интереснейшая пятилетка. Если кто-то думает, что Мосгордума не место для дискуссий, то этот вопрос отпадет через несколько заседаний точно, а скорее уже сегодня».

Восемь депутатов выдвинули кандидатуру Елены Шуваловой (КПРФ). Она призвала сделать все, чтобы в тюрьмах сидели «убийцы и насильники, а не мирные граждане», и предложила поправить регламент думы, предоставив возможность всем депутатам работать на профессиональной основе. В итоге 28 депутатов проголосовали за Шапошникова, 11 – за Шувалову.

Осуществлять полномочия на профессиональной основе и получать зарплату будут лишь 17 депутатов: председатель, два его заместителя и руководители 14 из 16 комиссий. Предложения коммунистов и яблочников распространить профессиональный статус на всех депутатов и увеличить число зампредов думы до трех были отвергнуты. В результате заместителями Шапошникова стали Губенко и единоросс Степан Орлов, а единоросса Инну Святенко делегировали в Совет Федерации.

После этого, вопреки протестам оппозиции, были приняты поправки в регламент, разрешающие сохранять в новом созыве прежние фракции. Без этого «Единая Россия» просто не смогла бы создать свою фракцию, так как делать это ранее могли только депутаты, избранные от партий, а все провластные кандидаты шли на выборы самовыдвиженцами. Позже стало известно, что во фракцию единороссов войдут 19 депутатов, а еще пять самовыдвиженцев составят депутатское объединение «Моя Москва» во главе с Еленой Николаевой. Кроме того, провластное большинство отказалось от пропорционального распределения руководящих постов и забрало себе 11 комиссий, оставив оппозиции лишь четыре. Две из них получили коммунисты Леонид Зюганов (комиссия по науке и промышленности) и Николай Зубрилин (по делам общественных объединений). Яблочник Евгений Бунимович возглавил комиссию по образованию, а эсер Александр Соловьев – по экологической политике. Место главы комиссии по проверке деклараций о доходах пока вакантно.

Под занавес депутаты обменялись политическими заявлениями. Елена Янчук (КПРФ) выступила против электронного голосования. Единоросс Людмила Стебенкова, «как человек, который добивался свободы в 1990-е гг.», призвала москвичей ни в коем случае не участвовать в несогласованных акциях. Единоросс Евгений Герасимов присоединился ко многим представителям власти, осудившим приговор актеру Павлу Устинову в рамках «московского дела». А свеженазначенный сенатор Святенко предложила создать рабочую группу по совершенствованию законодательства о выборах и публичных акциях. Летние протесты показали, что, с одной стороны, власти нередко «отказывают в согласовании мероприятий по неубедительным причинам», а с другой – организаторы акций тоже допускают провокации, пояснила она.

По мнению руководителя комиссии по законодательству и регламенту Александра Семенникова, конкурентность и возможность полемизировать – это здорово и позволяет депутатам раскрыть свой потенциал. А вот «абсолютизировать» посты глав комиссий не стоит, поскольку правом законодательной инициативы обладает любой депутат гордумы, подчеркнул единоросс. В новой думе задают тон бывшие единороссы, сетует депутат от «Справедливой России» Михаил Тимонов: «Я понимаю, что все здесь было выстроено так, чтобы нам, по сути, не удалось ничего противопоставить. Способствовала этому и некая раздробленность новых депутатов. Но ситуация в Москве и в России меняется, и, возможно, и здесь она когда-то поменяется. Пока будем делать все возможное, играя в меньшинстве».

Технология «умного голосования» не могла автоматически трансформироваться в «умного депутата», поэтому разлад внутри оппозиции в Мосгордуме был неизбежен, считает политолог Александр Пожалов. Судя по первому заседанию, устойчивое оппозиционное ядро не менее чем из 10 депутатов будет складываться по кадровым вопросам и сюжетам, где у левых и либералов будут идеологически несовместимые позиции. Но на выигрышных для оппозиции общеполитических, антикоррупционных и социальных темах она сможет набирать 15–16 голосов, прогнозирует эксперт. С точки зрения восприятия обществом для власти было бы ошибкой пытаться масштабно дискредитировать и ущемлять оппозицию в Мосгордуме уже на начальном этапе, отмечает Пожалов: «Чтобы сохранить веру москвичей в выборы и системную оппозицию, нужно демонстрировать, что городская власть и «Единая Россия» готовы учитывать предложения КПРФ и «Яблока» по содержательным вопросам».