Как китайские и российские миллиардеры помогают в борьбе с пандемией

Богатейшие жители Китая и их компании пожертвовали миллионы долларов на борьбу с эпидемией COVID-19, российские – пока готовятся
Цао Дэван, президент Fuyao Glass Industry Group /Getty Images

«Когда небо падает, его поддерживают те, кто выше ростом», – вспоминает китайскую народную мудрость журналистка Ли Юэлян в своем блоге на WeChat Official Accounts Platform. Как только в январе стало ясно, что новый коронавирус представляет серьезную угрозу, китайские технологические гиганты принялись жертвовать на борьбу с распространением 2019‑nCoV, как он первоначально назывался.

Суммы начинались от 100 млн юаней (около $14 млн) – столько дали производитель игр NetEase, онлайн-магазин Pinduoduo и соцсеть Kuaishou. Онлайн-ритейлер Meituan-Dianping выделил 200 млн юаней, поисковик Baidu – 300 млн юаней. В кампанию включились не только гиганты из технологического сектора – уже к концу января 800 компаний со всей страны пожертвовали в общей сложности 13 млрд юаней (около $1,8 млрд). 30 января, когда по всему миру еще не сметали из аптек медицинские маски, в аэропорту Уханя приземлился арендованный IT-холдингом Tencent самолет, в котором было 4,5 млн комплектов защитной одежды и 100 000 масок, закупленных в Великобритании и Японии. Эта молниеносно организованная поставка решила проблему нехватки средств защиты, уверяет блогерша. Alibaba Group воспользовалась налаженной логистикой по всему миру и тоже начала скупку медицинских товаров и поставку их в Ухань.

Всего лишь пепел

Президент Fuyao Glass Industry Group Цао Дэван пожертвовал 150 млн юаней (более $21 млн) одним из первых, но заметил: «Проверим, куда ушли мои деньги, всё до копеечки проверим, как погасим вспышку». Fuyao Glass – один из крупнейших производителей автомобильного стекла в мире. Когда в 2013 г. компания открыла свой первый в России завод в Калуге, Цао дал интервью «Ведомостям». В нем он подвел идеологическую базу под свою благотворительность: «В общей сложности мои пожертвования уже достигли $1 млрд. Я жертвую религиозным организациям (я буддист), на образование, на борьбу с бедностью... Деньги, которые я заработал, появились у меня благодаря реформам, затеянным правительством. Поэтому я чувствую потребность отдать часть этих денег обществу».

Состояние 73-летнего Цао Forbes оценивает в $1,8 млрд. Его судьба повторяет биографию многих китайских миллиардеров. Родился он в 1946 г. в семье зажиточного бизнесмена, но приход коммунистов сделал их в одночасье бедняками. Цао много в чем пробовал силы. Когда Дэн Сяопин начал реформу экономики, госкомпании стали передавать в частные руки. В 1983 г. Цао купил на скромные сбережения завод, выпускавший стекла для гидрометров. Потом, когда узнал, что японские автопроизводители заказывают стекла для машин в Китае, заключил с ними контракт и в 1985 г. перепрофилировал завод. В интервью FT он называл свой бизнес тех лет «бесстыдным»: одно стекло обходилось ему в 50 юаней, а отпускную цену он назначал в 1500 юаней. В 1987 г. он зарегистрировал компанию Fuyao Glass, которая превратилась в глобальную корпорацию и сделала Цао миллиардером.

Amazon, Apple и другие

Amazon была одной из первых, кто начал помогать справляться с последствиями эпидемии. 10 марта она объявила о создании гранта на $5 млн для помощи малым предприятиям Сиэтла, бизнес которых оказался под угрозой. На прошлых выходных гендиректор Apple Тим Кук раскрыл в своем в блоге, что его компания уже пожертвовала миллионы масок для медработников США и Европы. Марк Цукерберг следом опубликовал пост, что Facebook отдала на благотворительные цели весь свой неприкосновенный запас в 720 000 масок, купленных для сотрудников на случай новых лесных пожаров. Cisco планирует выделить $225 млн на борьбу с вирусом и оказание помощи пострадавшим. Фонд Билла и Мелинды Гейтс потратит $100 млн на исследования коронавируса. Знаменитости не отстают: поп-звезда Рианна пожертвовала $1,4 млн на покупку аппаратов искусственной вентиляции легких.

«Буддисты верят, что богатство – это такая же иллюзия, как и все во вселенной. Мое состояние доверено мне на время. Я ведь не смогу взять эти деньги в следующее перерождение, – рассказывал он Forbes. – Ну как вам объяснить? Вот дорогие сигареты. Вроде бы предмет роскоши. Но настоящая роскошь – это лишь вкусовые ощущения, сама же сигарета сгорает и обращается в пепел».

Кто богатеет на кризисе

Для бизнеса Цао наступают нелегкие времена, ведь спрос на автомобили по миру падает. Однако есть компании, для которых эпидемия оказалась благом. Что делают люди, запертые дома на карантин? Переселяются в соцсети, уходят в мир видеоигр... Самая кассовая китайская игра Honor of Kings, выпущенная Tencent, обычно насчитывала 60–70 млн ежедневных активных пользователей. Уже в начале февраля эта цифра перевалила за 100 млн, по оценке аналитической компании Nomura. В феврале Honor of Kings могла принести выручку в $1 млрд.

Компании поделились прибылью. К концу января Tencent, NetEase и еще 21 игровая компания сделали пожертвований где-то на 414 млн юаней ($58 млн). А ByteDance, разработавшая соцсеть TikTok, решила поддерживать медицинских работников Уханя. Каждому она дала по 100 000 юаней ($14 000), а семьям тех, кто погиб при исполнении долга, – по 1 млн юаней ($140 000).

Как пишет Ли Юэлян в своем блоге, крупный бизнес поддержал мелкий. Фермеры из-за карантина лишились возможности сбывать урожай, а на рынке, наоборот, возник дефицит сельхозпродукции. Ряд компаний запустили проект по выкупу продуктов у фермеров и поставке их в зараженные регионы – в частности, в больницы. Одна только Alibaba потратила на это более 1 млрд юаней ($140 млн). Кроме того, она снизила расценки на своих торговых площадках для предпринимателей провинции Хубэй и предложила им беспроцентные займы.

Многие китайские хайтек-компании вроде Huawei и Tencent бесплатно предоставили ученым, ищущим лекарство против вируса, свои вычислительные мощности. А чтобы разгрузить врачей, в январе Alibaba открыла сервис телемедицины для пользователей в провинции Хубэй, а потом и для Пекина. Компания Tencent сделала то же самое через свою платформу WeChat, договорившись с несколькими сервисами телемедицины.

К бизнесменам присоединились и знаменитости. Первыми, по данным китайского портала NetEase, стали комик Чжао Бэньшань и его труппа, которые набрали 10 млн юаней ($1,4 млн). Правда, кое-кому благотворительность вышла боком, писала сингапурская газета The Straits Times. Супруги Дэн Чао и Сунь Ли пожертвовали 300 000 юаней ($42 000) и получили в ответ множество гневных откликов в сети за скупость. Оба известные актеры, Сунь Ли, по данным газеты, получает за съемку в одном эпизоде сериалов 800 000 юаней.

Дипломатия масок

Ватикан был первым, кто помог Китаю во время вспышки болезни в Ухане, пожертвовав 700 000 масок для лица. Его примеру последовало итальянское правительство. Когда беда докатилась до Италии, настала ее очередь просить другие страны о помощи. В ЕС она понимания не нашла. Германия даже запретила экспорт масок в Италию (с тех пор все изменилось, сейчас немцы принимают у себя итальянских больных с коронавирусом в тяжелом состоянии). Первой страной, бросившейся на помощь Италии, оказался Китай – он отправил не только тонны медицинских грузов, но и команды врачей. (Сейчас масштабную помощь Италии оказывает Россия: 16 Ил-176 уже доставили в страну лекарства, антисептики, комплексы для дезинфекции улиц, помещений и транспорта, передвижные медицинские станции; на помощь итальянским врачам отправились вирусологи и эпидемиологи.)

Чем помогут стране российские миллиардеры

Как помогают борьбе с наступлением пандемии COVID-19 российские миллиардеры, владельцы крупных компаний. «Ведомости» опросили бизнесменов в основном из топ-50 списка Forbes «200 самых богатых бизнесменов России» 2019 г.
Владелец «Интерроса» Владимир Потанин (6-е место с состоянием $18 млрд) пожертвовал 1 млрд руб. на поддержку некоммерческого сектора в свой благотворительный фонд. Представитель благотворительного фонда Потанина уточнил «Ведомостям», что это личные средства бизнесмена, которые добавляются к бюджету фонда на 2020 г. (1,2 млрд руб.). В пресс-релизе фонда приводятся слова Потанина: «В зону повышенного риска попадают незащищенные и слабозащищенные граждане: пожилые люди, люди с инвалидностью и ограничениями здоровья, дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные семьи – все, кто находится в трудной жизненной ситуации и чьи интересы защищают некоммерческие организации». А представитель «Норникеля» (34,6% принадлежит структурам «Интерроса») сообщил о «совместной работе в регионах присутствия с местными властями: «Компания заблаговременно провела консультации с муниципалитетами, проанализировала дополнительные потребности учреждений здравоохранения в медицинской аппаратуре и препаратах и приняла решение о выделении на эти цели благотворительной помощи на сумму более 200 млн руб. В частности, предполагается закупка около 30 аппаратов ИВЛ».
Консорциум «Альфа-групп» Михаила Фридмана (7-е место, $15 млрд), Германа Хана (13-е место, $9,7 млрд) и Алексея Кузьмичева (16-е место, $7,5 млрд) заявил, что передаст на борьбу с распространением коронавируса в России 1 млрд руб. – годовую прибыль инвестиционной компании А1 – «в распоряжение оперативного штаба по противодействию коронавирусу <...> на неотложные меры, предпринимаемые правительством РФ, и поддержку тех, кто сегодня больше всего нуждается в помощи», пояснил президент «Альфа-групп» Вадим Зингман.
Из группы «Сафмар» в ответ на вопросы «Ведомостей» прислали копию письма за подписью ее владельца Михаила Гуцериева (28-е место, $3,7 млрд), в котором он предлагает «всецело рассчитывать на помощь и поддержку» и выражает «полную готовность к сотрудничеству и совместной работе с мэром Москвы по борьбе с пандемией», в том числе готов предоставить все гостиницы «под размещение временных госпиталей или другие нужды правительства».
Из «Лаборатории Касперского» Евгения Касперского (72-е место, $1,3 млрд) ответили, что компания продолжает поддерживать все благотворительные организации и проекты, с которыми сотрудничает, но меняет форму взаимодействия: в связи с отменой нескольких поддерживаемых ею мероприятий «все средства будут перенаправлены на ежедневные нужды фондов». Анастасия Маренцова, менеджер по корпоративной социальной ответственности компании, написала также, что в феврале «Лаборатория Касперского» направила маски и медицинские перчатки в Ухань, а 23 марта предоставила бесплатный доступ к своим продуктам медицинским учреждениям по всему миру.
Основные бенефициары крупнейшего в Европе производителя фосфорных удобрений «Фосагро» – члены семьи Андрея Гурьева-старшего (26-е место, $4,3 млрд). Его сын Андрей Гурьев-младший возглавляет компанию. Он передал через представителя ответ, в котором отмечает, что социально ответственный бизнес (к нему относится и его компания «Фосагро», которая ежегодно направляет более 2,5 млрд руб. на социальные и благотворительные проекты) должен «активно участвовать в поиске практических решений – ответов на вызов, перед лицом которого мы стоим», но «в рамках отдельно взятой компании или отрасли проблему эпидемии не решить – нужно объединение усилий государства и бизнеса как внутри страны, так и на глобальном уровне». Гурьев стал сопредседателем координационного совета по противодействию коронавирусу, созданного при РСПП, и рассказал, в частности, о взаимодействии со структурами по борьбе с распространением коронавируса, созданными властями разных уровней. «Первым плодом сотрудничества крупного бизнеса, институтов развития и органов власти станет полномасштабное внедрение с помощью членов РСПП экспресс тест-систем на коронавирус», – сообщил Гурьев.
Пресс-секретарь Иркутской нефтяной компании Николая Буйнова (50-е место, $2 млрд) сообщил, что они готовы оказать помощь больницам Иркутска и Усть-Кута в приобретении необходимого медицинского оборудования для предотвращения развития тяжелых осложнений, возникающих при коронавирусной инфекции COVID-19. В частности, компания готова приобрести аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ), бронхоскопы и другую необходимую медицинскую технику – сейчас «уточняется спецификация оборудования для закупки».
Представитель владельца «Севергрупп» Алексея Мордашова (4-е место, $20,5 млрд) ответил, что компания прежде всего «сфокусировались на мерах по предотвращению распространения коронавируса среди сотрудников «Северстали» и компаний «Севергрупп», но также оказывает финансовую поддержку конкретным фондам и организациям, помогающим социально незащищенным группам населения в регионах присутствия компаний. Плюс к этому, по его словам, запущены социально значимые инициативы, в том числе открыт бесплатный доступ к курсам школьной программы для учеников 5–11-го классов онлайн-школы «Фоксфорд» (входит в IT-холдинг TalentTech в составе «Севергрупп»). Размер финансовой помощи представитель бизнесмена не раскрыл, объяснив, что это было бы «нескромно».
Предприниматель, миллиардер Игорь Рыбаков (78-е место, $1,3 млрд) ответил «Ведомостям»: «Роль «Рыбаков фонда» и свою лично я вижу в том, чтобы сохранить рабочие места для людей и подготовиться к тому, что будет после этого беспрецедентного кризиса». По его словам, 100 млн из 350 млн руб. бюджета «Рыбаков фонда» будут направлены на поддержку обучающих и развлекательных программ. А еще на прошлой неделе миллиардер, по его словам, начал бесплатную раздачу медицинских масок всем желающим (на ресепшене SOK «Арена парк» у станции метро «Динамо» в Москве), на закупку масок он выделил 1 млн руб. и позвал участвовать в инициативе своих деловых партнеров, многие из которых уже откликнулись.
Группа «Сибантрацит», которой владеет Дмитрий Босов (102-е место, $950 млн) оказала финансовую поддержку акции фонда «День Первый». 25 марта в аэропорт «Чкаловский» доставлено более 2 млн медицинских масок и респираторов, 6000 защитных костюмов для врачей, 60 000 защитных очков, 1 млн латексных перчаток, бесконтактные термометры и другие медицинские изделия, в которых нуждаются врачи, работающие с инфицированными больными. Основательница фонда, коммерческий директор  «Сибантрацита» Катерина Босов говорит: «У моей команды была возможность оперативно решить вопрос с закупкой в КНР, и мы это сделали. Как показывает практика других стран, первостепенная задача при борьбе с пандемией – это защита докторов и медработников на всех уровнях. Ведь каждый спасенный от заражения врач – это сотни спасенных пациентов».
Представитель совладельца En+, владельца группы ГАЗ Олега Дерипаски (30-е место, $3,6 млрд), сообщил, что «работа ведется, и очень масштабная». Источник «Ведомостей», близкий к бизнесмену, говорит, что Дерипаска «круглосуточно занят работой именно по помощи в борьбе с кризисом».
Представитель Андрея Мельниченко (8-е место, $13,8 млрд) не ответил на вопросы по существу, подчеркнув лишь, что его компании «Еврохим» и СУЭК «внимательно следят за ситуацией и предпринимают все шаги для предотвращения распространения коронавирусной инфекции COVID-19 на всех объектах и предприятиях».
Представитель Evraz Романа Абрамовича (10-е место, $12,4 млрд) и партнеров от комментариев отказался. Представитель самого Абрамовича не ответил на вопросы «Ведомостей», а перечислил благотворительные инициативы, которые запущены при поддержке бизнесмена или его компаний.
Представитель «Р-фарма» Алексея Репика (49-е место, $2,1 млрд) ответил: «Да [мы оказываем помощь], но мы никогда не комментируем свою благотворительную деятельность».
Представители владельца Новолипецкого металлургического комбината Владимира Лисина (2-е место, $21,3 млрд), совладельца «Новатэка» и «Сибура» Геннадия Тимченко (5-е место, $20,1 млрд), основного владельца «Мостотреста» Аркадия Ротенберга (41-е место, $2,6 млрд) и Александра Мамута (42-е место, $2,5 млрд) отказались от комментариев; представитель «Лукойла» не стал комментировать финансовую помощь со стороны основных акционеров нефтяной компании Вагита Алекперова (3-е место, $20,7 млрд) и Леонида Федуна (5-е место, $8,7 млрд).
Не ответили на запрос «Ведомостей» представители владельца Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова (14-е место, $8,9 млрд) и владельца Трубной металлургической компании Дмитрия Пумпянского (46-е место, $2,2 млрд).
Директор центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Мерсиянова объяснила «Ведомостям»: «Мы находимся в ситуации высокой неопределенности, когда ни приоритеты, ни направления благотворительной деятельности в связи с коронавирусом четко не ясны. Я была свидетелем того, как один из известных фондов пытался организовать помощь больницам, руководитель обратилась к своим подписчикам, и народ стал возмущаться, что с какой стати, вчера президент был в Коммунарке и государство помогает, почему мы решаем эти вопросы за государство. Это проявление ситуации, что пока не высвечены точки, куда направить деньги. И тут нельзя сравнить ни с Китаем, ни с Италией, потому что там ситуация тяжелая, а у нас ситуация несравнима. Мы не видим, чтобы у нас люди умирали от отсутствия аппаратов ИВЛ, а в СМИ говорят, что у нас всего хватает. Поэтому сравнивать нельзя, но учесть их опыт нужно и подготовиться.
В России больше 100 корпоративных фондов. На мой взгляд, пока несвоевременно бить в набат и говорить, что бизнес не помогает. Бизнес может, например, сейчас помочь НКО, сформулировав по-иному приоритеты благотворительной деятельности. Просто жертвовать деньги на покупку масок пока несерьезно, государство и само может с этим справиться. А для системной поддержки должны быть основания, исследования, куда направить средства в первую очередь. Не нужна спешка, такие решения должны быть взвешены, в том числе потому, что это деньги компаний, которым тоже будет непросто, поэтому решения должны быть рациональными. Дайте им время сориентироваться и принять взвешенные решения».

Но гуманитарной помощью другим странам занимается не только правительство. Джек Ма обещал пожертвовать по 100 000 медицинских масок каждой африканской стране, а также тесты на вирус, защитные костюмы и другие материалы – и уже начал выполнять обещание. Помогает он Италии, Латинской Америке, странам Азии и даже в США обещает отправить 1 млн масок и 500 000 тестов. Он выделяет $14 млн на исследования коронавируса. Кроме того, на его деньги издан цифровой справочник, сделанный на основе рекомендаций врачей, боровшихся с коронавирусом.

«Быстрая доставка – это нелегко, но мы справимся! – заявил Ма и добавил: – Мы теперь все живем словно в одном и том же горящем лесу. Членам мирового сообщества было бы безответственно отсиживаться в стороне, паниковать, игнорировать факты или ничего не делать. Нам нужно действовать – и немедленно».

Происходящее уже окрестили дипломатией масок. Видны ее первые плоды. На позапрошлой неделе министр иностранных дел Италии Луиджи ди Майо опубликовал в Facebook видеоролик, на котором наблюдает за посадкой самолета с гуманитарным грузом из Китая и напоминает, что эта страна первой выслала помощь. Президент Сербии Александр Вучич заявил на пресс-конференции на прошлой неделе: «Единственная страна, которая может нам помочь, – это Китай».

«В то время как [Дональд] Трамп бьет по Европе запретом на поездки, Китай – щедрый, бескорыстный друг, – говорят политологи, опрошенные The Guardian, и предупреждают: – Мы знаем, что пропагандистская машина внутри Китая способна переписывать историю, но теперь мы видим, что это повторяется за рубежом. Победа Китая над COVID-19 уже написана <...> Китайские официальные лица и государственные СМИ утверждают, что Китай купил миру время, чтобы тот подготовился к этой пандемии». А колумнист The Wall Street Journal, живущий в Риме, и вовсе бьет тревогу: «Ирония судьбы заключается в том, что Пекин пытается стать спасителем Рима. Западные страны должны быстро придумать план, чтобы помочь друг другу пережить бурю вируса. В противном случае китайская коммунистическая партия воспользуется этой возможностью, чтобы представить себя спасителем не только Италии, но и Европы и всего мира».

В подготовке статьи участвовали Полина Трифонова, Елена Вавина, Валерий Кодачигов, Антон Филатов, Елена Мухаметшина