Экспертизу просят поставить на научные рельсы

Контроль за аналитической работой правительства предлагают дать РАН
По словам эксперта одного из научных центров РАН, регулярно проводящих работы по заказу правительства, в РАН уровень экономической экспертизы в целом ниже и она более архаична, чем в научно-исследовательских университетах/ Максим Стулов / Ведомости

В докладе компании KGD Group, с которым ознакомились «Ведомости», утверждается, что многие решения, связанные с заказом экспертизы госорганами, непрозрачны, а оценить эффективность услуг невозможно. Одну из главных ролей в «приправительственном» экспертном сообществе должен играть экспертный совет при правительстве (ЭС), где числится более 360 экспертов (при 1500 привлеченных), но фактически он «функционировал как экспертный пул, не имеющий единого руководящего органа», говорится в докладе. Чтобы улучшить его работу, правительство создало в 2019 г. орган управления ЭС – коллегию из 15 человек.

Ступенькой ниже, у федеральных органов исполнительной власти, 47 из 71 министерства и ведомства имеют 108 органов, которые можно считать экспертными, но их нет у многих силовиков, МИДа и других важных ведомств, об их работе мало что известно.

Поводом для доклада стали проблемы с активностью и системностью экспертного сопровождения правительства, говорит один из его авторов – политолог Григорий Добромелов. Экспертные услуги заказываются в том числе через госзакупки. Это большой рынок: 10 ведомств-лидеров заказали с 2014 по 2020 г. таких услуг на 17,7 млрд руб. На 1-м месте – Минпромторг с 5,8 млрд руб. А наиболее крупным поставщиком услуг стал НИУ ВШЭ с 780 млн руб. за тот же период. «Вся информация по госзакупкам и субсидиям находится в открытом доступе, – говорит директор по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Андрей Жулин. – Ничего, что можно было бы назвать непрозрачным и закрытым, у нас нет, все средства, которые мы получаем, мы получаем официально».

При этом ни один из 71 контракта, учтенного на сайте «Госрасходы», в котором выступала исполнителем Российская академия наук (РАН), не связан с предоставлением экспертных услуг ведомствам. В связи с этим авторы доклада предложили создать стандарты работы экспертных советов ведомств, в том числе в части подготовки заключений, а РАН наделить «полномочиями по координации формирования экспертных советов» ведомств.

По словам собеседника «Ведомостей», анализ деятельности экспертных советов в Белом доме проводился для разработки предложений по итогам совещания президента РАН Александра Сергеева с премьер-министром Михаилом Мишустиным в апреле 2020 г., когда правительство предлагало РАН подготовить идеи по возможному изменению экспертной работы кабмина. В аппарате Белого дома на запрос «Ведомостей» на момент сдачи материала не ответили. Советник Сергеева – член-корреспондент РАН Валерий Чичканов говорит, что сейчас готовится концепция, которая позволит РАН координировать все экспертные советы. Сейчас в большинстве из них нет представителей РАН и фактически отсутствует экспертиза в целом, а ее надо создавать, руководить же процессом должна РАН, считает Чичканов.

По словам эксперта одного из научных центров РАН, регулярно проводящих работы по заказу правительства, в РАН уровень экономической экспертизы в целом ниже и она более архаична, чем в научно-исследовательских университетах.

Проблема качества экспертизы сейчас очевидна, подтверждает политолог Дмитрий Орешкин. Однако предложения РАН по участию в правительственной экспертизе «больше похожи на бюрократические игры и борьбу за влияние». «Любое втягивание науки в административные игры мне кажется не очень хорошей идеей, – говорит Орешкин. – Но поскольку сейчас все зависит от близости к властной вертикали, то академическая бюрократия хочет повысить свой статус, получив статус главного научного советника».

РАН опять пытается принять на себя полномочия мозгового центра, как это было в советские годы, что логично, но контрпродуктивно, резюмирует Орешкин.

Вокруг полномочий РАН дискуссия активизировалась 20 августа, после того как на портале regulation.gov обнародовали подготовленный Минобрнауки проект постановления правительства, который существенно ограничивает РАН в научной экспертизе (из-под контроля предложено вывести НИЦ «Курчатовский институт», научные организации Минобороны, МВД, ФСБ, МИД, ВШЭ, МГУ и др.). Предлагаемые изменения позволят снизить регуляторную, бюджетную нагрузку и усилят ответственность «подведов» правительства за качество и результативность выполняемых исследований, объяснял замминистра науки и образования Петр Кучеренко. Принятое на внеочередном заседании президиума РАН 2 сентября постановление говорит о недопустимости принятия такого проекта.

В написании статьи участвовал Максим Иванов