Триллион на авиацию и средства ПВО

Владимир Путин объявил о закупках новых самолетов и систем С-500, -400 и -300 до 2027 года
Испытания зенитной ракетной системы С-500 в Астраханской области/ Пресс-служба Минобороны

Как заявил 1 ноября Владимир Путин на совещании о проблемах оборонной промышленности в Сочи, в ходе первой половины срока действия госпрограммы вооружений до 2027 г. (ГПВ-2027, действует с 2018 г.) «поставлено 25 зенитных ракетных комплексов С-400 и свыше 70 современных истребителей, модернизировано более 20 комплексов С-300 и 90 летательных аппаратов».

Но с учетом усиления военной активности НАТО у границ России, в том числе и в Черном море, куда 1 ноября вошли американские корабль управления и эсминец, «в соответствии с ранее принятыми решениями в ближайшие годы предстоит дополнительно поставить в войска более 200 летательных аппаратов и 26 зенитных ракетных комплексов С-350 и С-400, а также первый серийный образец или первые серийные образцы новейшей зенитной ракетной системы С-500. В целом же существующие темпы перевооружения войск ПВО – ПРО позволят на рубеже 2025–2027 гг. довести здесь долю современного оружия и техники не менее чем до 80%», заявил Путин.

Стоимость названных вооружений, которые планируется закупить до окончания ГПВ-2027, значительно превышает 1 трлн руб. и к ним относятся как средства ПВО, так и истребители, фронтовые и стратегические бомбардировщики, учебные и транспортные самолеты, а также вертолеты различных типов, говорят два источника в оборонно-промышленном комплексе. Эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов считает эти оценки правдоподобными с учетом того, что согласно ГПВ-2027 до 2027 г. должны начаться поставки таких дорогих комплексов, как модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160 и истребители пятого поколения Су-57. Какая-то часть этих вооружений будет закупаться за счет банковских кредитов, а не бюджетного финансирования, говорит эксперт. Ранее гендиректор ОАК Юрий Слюсарь заявил «Ведомостям», что объем таких кредитов с субсидируемой ставкой для его корпорации уже достиг 40 млрд руб.

Кроме того, «учитывая наращивание состава военно-морских сил иностранных государств за счет поставок современных атомных подводных лодок, авианесущих и ударных кораблей, беспилотных кораблей, нам нужно более высокими темпами развивать морскую авиацию, прежде всего за счет оснащения ВМФ перспективными летательными аппаратами и авиационными средствами поражения, масштабной модернизации имеющихся систем. Хотел бы сегодня услышать также, что предпринимается для решения этой задачи», заявил перед началом совещания Путин.

Проблема состоит в том, что сейчас у России нет готовой платформы для создания современного базового патрульного самолета, который мог бы использоваться и в качестве противолодочного, такие машины составляют основу морской авиации берегового базирования, говорит редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Ресурс имеющихся турбовинтовых машин такого рода – Ил-38 и Ту-142, изготовленных еще в советское время, конечен, а новой платформы просто нет и предложения использовать для нее самолеты Ту-204/214 несостоятельны, указывает эксперт. При этом современные самолеты такого типа – очень сложные комплексы, не случайно, что в мире выпускается меньше типов полноценных базовых патрульных самолетов, чем современных истребителей, говорит Мураховский.

По мнению военно-морского эксперта капитана третьего ранга в запасе Максима Климова, после того, как на проблемы морской авиации обратил внимание президент, можно надеяться на приложение усилий для их решения, потому что сейчас противолодочная авиация флота фактически небоеспособна. При этом корень проблем носит не технический, а организационный характер и заключается, например, в невнимании к завершению испытаний ряда систем, продолжает Климов. Наиболее быстрым путем решения проблем стала бы установка модернизированного противолодочного комплекса «Новелла», находящегося в высокой степени готовности, на самолет Ту-214, полагает эксперт.