На затянувшееся судопроизводство можно будет жаловаться чаще
Конституционный суд принял решение против злоупотреблений следствия17 января Конституционный суд (КС) признал не соответствующими Основному закону нормы Кодекса административного судопроизводства (КАС), которые не дают обвиняемому возможности подать повторную жалобу на бездействие следствия менее чем через четыре года после предыдущей. Эти нормы закона в КС обжаловал Сергей Филиппов, расследование дела которого об особо крупном мошенничестве и фальсификации доказательств длится уже 10 лет, с 2012 г.
В феврале 2017 г., после четырех лет и девяти месяцев расследования, Филиппов обратился с исковым заявлением в суд за компенсацией в связи с нарушением права на уголовное судопроизводство в разумный срок. Суды в этом ему отказали, оправдав длительность расследования сложностью дела и большим количеством проводимых экспертиз.
В целом суммы компенсаций по таким делам невысоки, говорит адвокат бюро «Забейда и партнеры» Светлана Мальцева: среднестатистически они составляют от 10 000 до 40 000 руб., хотя встречаются компенсации и в 250 000–300 000 руб. Сторона защиты заявляет требование о компенсации, как правило, на суммы в несколько миллионов рублей, уточняет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Софья Хорава. «Ключевую роль здесь играет не сумма компенсации, а факт ее присуждения. Об этом узнает руководство следователя, который, по мнению суда, в таком случае нарушает право на разумный срок судопроизводства», – отмечает Мальцева. К конкретному человеку, который затягивает дело, в случае выигранного обвиняемым в суде дела могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, отмечает она.
В августе 2018 г. Филиппов обратился с повторным заявлением в суд о бездействии следствия – за это время прокуратура и суд несколько раз успели вернуть его дело на доследование из-за обнаруженных в нем недостатков. Несмотря на это, заявителю отказали в принятии иска к рассмотрению, но уже по другим основаниям. В частности, по ч. 5 ст. 250 КАС обратиться с исковым заявлением о компенсации можно, если продолжительность производства по уголовному делу превысила четыре года, причем ранее в суд уже подавалось заявление об ускорении производства по нормам Уголовно-процессуального кодекса. Но по делу Филиппова суды общей юрисдикции утверждали, что четыре года должны были пройти с момента последнего отказа в компенсации. Тогда Филиппов и обратился в КС, который встал на его сторону.
Ограниченное понимание оспариваемых норм приводит к отсутствию стимулов «для активных действий следственных органов», после того как решение по первому обращению уже принято, указал в своем постановлении КС. Повторное заявление в суд спустя разумное время «не может быть заведомо необоснованным, а требует рассмотрения по существу». Законодателю решением КС поручено уточнить условия и порядок подачи повторного обращения о компенсации. До этого времени повторное обращение можно будет подавать через год после вступления в силу решения по первому.
Такое решение может сократить волокиту по длительно расследуемым делам, уверены эксперты. Установленный КС срок в один год с момента предыдущего обращения Мальцева называет разумным, поскольку это, «с одной стороны, исключит злоупотребление со стороны заявителей и в то же время предоставит им возможность отстаивать свои права на разумный срок судопроизводства». «Если заинтересованные лица будут чаще пользоваться своим правом на обращение в суд, следователи, опасаясь выносимых судебных актов, будут стремиться расследовать дела в законные сроки, прокуроры осуществлять надлежащий надзор за ходом следствия, то злоупотреблений станет значительно меньше», – уверен советник Федеральной палаты адвокатов Нвер Гаспарян. По мнению Мальцевой, если бы были повышены суммы взыскиваемых компенсаций за волокиту, которые платятся из бюджета, тогда стимул для качественной и оперативной работы был бы еще выше.