Республиканцы в сенате США грозят заблокировать ядерную сделку с Ираном

Ее возобновление грозит выходом на рынок 1,5 млн баррелей нефти в день и падением цен на нее
Dado Ruvic / Reuters
Dado Ruvic / Reuters

Группа из 33 сенаторов-республиканцев во главе с Тедом Крузом пригрозила президенту США Джо Байдену, что будет работать над срывом любой новой ядерной сделки с Ираном. Об этом перед очередным этапом переговоров в Вене, где иранская делегация должна изложить свою уточненную позицию, сообщило Reuters со ссылкой на датированное 7 февраля письмо Круза к Байдену, подписанное сенаторами.

Российский постпред на переговорах по иранской ядерной сделке в Вене Михаил Ульянов в понедельник в интервью «Коммерсанту» заявил, что обсуждения находятся на «финишной прямой». По словам Ульянова, проект итогового документа уже сверстан и на этой основе переговоры могут пройти в «предельно сжатые сроки».

Еще раньше, 2 февраля, представитель госдепартамента США также говорил о «финальном этапе» переговоров, которые были «наиболее интенсивными» в январе. Но он тогда добавил, что на фоне успехов Тегерана в развитии ядерных технологий у переговорщиков на заключение новой сделки осталось «несколько недель».

Круз, давний противник ядерной сделки 2015 г., говорит в письме, что сенаторы используют все законные рычаги давления, чтобы «серьезно, если не окончательно» затруднить реализацию любых новых договоренностей. В письме республиканца отмечается, что подобное соглашение имеет столь высокое значение для национальной безопасности США, что ему необходимо будет одобрение не менее двух третей сената. Наконец, продолжает Круз, закон 2015 г., принятый до завершения первоначальной ядерной сделки, требует, чтобы любое новое «соглашение», связанное с ядерной программой Ирана, было передано конгрессу на 60-дневный период рассмотрения, в течение которого конгресс мог бы принять совместную резолюцию о неодобрении, которая, по существу, предотвратила бы вступление сделки в силу. По словам Круза, любая сделка, которая не будет соответствовать ратифицированному сенатом договору, «скорее всего, будет разорвана в первые дни следующей президентской администрации», намекая на победу кандидата от республиканцев в президентской гонке 2024 г.

Краткая история иранской ядерной сделки

В июле 2015 г. был принят Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД, он же иранская ядерная сделка), согласно которому с Ирана снимались введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза. Иран, в свою очередь, выполнял взятые на себя обязательства по ядерной программе. Согласно условиям сделки Иран в течение 15 лет должен поддерживать уровень обогащения урана на отметке 3,67%, а запасы обогащенного до этого уровня урана не будут превышать 300 кг. 
В мае 2018 г. США, где тогда президентом был противник сделки Дональд Трамп, объявили об одностороннем выходе из сделки и восстановлении жестких санкций против Тегерана. Остальные участники соглашения, Россия, Китай, Великобритания, Франция и сам Иран, заявляли о своей приверженности договоренностям, однако позже Тегеран стал отказываться от своих обязательств и вновь форсировал развитие ядерной программы, в частности нарастил уровень обогащения урана. В декабре 2020 г. победивший на выборах Байден заявил о намерении вернуть США в сделку, и в 2021 г. в Вене прошло шесть раундов переговоров между участниками соглашения. Вновь они возобновились в ноябре, однако в случае провала консультаций США пригрозили принять меры по ограничению источников доходов иранского правительства. 

Американское участие в иранской «ядерной сделке» в любом случае не является международным договором, оно не одобрено сенатом США, соответственно, устойчивость соглашения, даже если оно будет возобновлено, под большим вопросом, поясняет эксперт Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. По его словам, в свое время президент Барак Обама использовал полномочия по исключению санкций в обход конгрессменов с условием отчитываться каждые три месяца о выполнении их Ираном.

Сами санкции юридически продолжают действовать, так как они включены в уже одобренное парламентариями законодательство, но президент вводит исключение и приостанавливает их действие, продолжает эксперт. Это вызвало негодование конгрессменов, в особенности республиканских. Дональд Трамп, отчитываясь перед сенатом в 2017 г., заявил, что Иран не выполняет договоренностей, и инициировал возвращение санкций. Кроме того, Трамп не только восстановил старые, но и ввел новые санкции, например в январе 2020 г., из-за которых иностранные компании прекратили официальную деятельность в Иране, например российская РЖД.

Байден, даже если сможет вновь ввести эти исключения, не сумеет наверняка обеспечить их долговременность, особенно если ему не удастся переизбраться в 2024 г. и на смену придет кандидат от республиканцев, говорит эксперт. «Однако и у Ирана, несмотря на его недовольство такой ситуацией, выбор небольшой: или соглашаться на это, или не иметь вообще никакой сделки», – считает Тимофеев.

Если по итогам заключения «обновленной» ядерной сделки с Ирана начнут сниматься или приостанавливаться действующие санкции США, это позволит иностранным компаниям, европейским и российским, вернуться к деятельности в стране, считает Тимофеев.

В то же время, как отмечает аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева, в результате отмены санкций мировые цены на нефть могут ненадолго резко упасть, хотя и стабилизироваться впоследствии из-за сохраняющегося дефицита. По словам Лукичевой, максимально Иран добывал до 3,8 млн баррелей в сутки. Сейчас иранский нефтяной экспорт в лучшем случае составляет 600 000–700 000 баррелей в сутки. Соответственно, Иран может добавить на мировой рынок 2–2,1 млн баррелей нефти в сутки в случае снятия санкций, отмечает Лукичева. В любом случае Иран, как нефтедобывающая страна, для российского нефтяного сектора «лишний конкурент», по мнению эксперта.

За последние пять лет международные нефтегазовые компании заметно охладели к перспективам участия в энергетических проектах Ирана, замечает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. По мнению эксперта, даже в течение короткого промежутка времени в 2015-2017 гг., когда США оставались привержены целям ядерной сделки, крупные игроки с осторожностью присматривались к иранским добывающим активам. Поскольку на данном этапе нет определенности в отношении перспектив восстановления договоренностей, не стоит ждать значительного притока капитала на этот рынок, заключает Блохин.

Снятию санкций порадуются по крайней мере две крупные российские компании. В Иране ранее работали два серьезных российских игрока – «Лукойл» и РЖД. «Лукойл» был активен в стране в 2003–2010 гг. Тогда компания совместно с норвежской Norsk Hydro подписала контракт на геологоразведку перспективного блока Анаран на западе страны. В 2004 г. в Тегеране был открыт офис предприятия Lukoil Overseas Anaran.

Но в 2010 г. из-за введения против Тегерана международных санкций «Лукойл» вышел из проекта. В начале июня 2021 г. в кулуарах ПМЭФа совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов заявил журналистам, что в случае снятия санкций с Тегерана компания готова вернуться к работе в Иране.

РЖД в начале апреля 2020 г. прекратила участие в согласованном в 2017 г. проекте электрификации линии Гармсар – Инче Бурун и закрыла филиал дочерней «РЖД интернешнл» в Тегеране. По мнению Оксаны Лукичевой, в случае новой ядерной сделки и последующего снятия санкций та же РЖД вполне может вернуться к свернутому ею проекту.